27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оборудование для диагностики двигателя автомобиля

Современное диагностическое оборудование для автомобилей

Устройство современных автомобилей позволяет использовать различные виды диагностического оборудования для профилактических проверок и обследования систем при возникновении признаков неисправности.

Приборы для диагностики можно условно распределить на три отдельные группы:

  • автомобильные сканеры;
  • мотор-тестеры и осциллографы;
  • устройства для проверки определенной системы.

Представители групп обладают характерными отличиями и имеют свои разветвления в зависимости от предназначения и общего функционала.

Портативный автосканер, мотор-тестер, оборудование для диагностики определенной системы (ходовой).

Сканеры для автомобилей

Если нужна диагностика электронного блока управления (ЭБУ), то с этим отлично справятся автомобильные сканеры. Рядовая модель прибора не оснащается датчиками. При помощи соединительных проводов сканер подключается прямо к ЭБУ, откуда и получает всю необходимую информацию. Отсутствие такого прибора под рукой может серьезно усложнить диагностику современного автомобиля, а его наличие даст возможность быстро найти неисправности и ликвидировать их на ранней стадии.

Автомобильный сканер позволяет:
  • провести активацию оборудования;
  • сменить программную «начинку» блока;
  • открыть доступ к паспортным данным;
  • просмотреть ошибки и избавиться от них;
  • сменить режим отображения данных на приборной панели;
  • и многое другое.

Некоторые разновидности сканеров для автомобилей способны считывать дополнительные данные. В их число входят параметры с кодом ошибки, которые были автоматически занесены в память ЭБУ после возникновения. Дополнительная функция помогает выявить причины неисправности, а не только факт ее наличия.

Среди сканеров присутствуют и такие модели, в которых присутствует дополнительный функционал за счет встроенных датчиков осциллографа и мультиметра. Они открывают доступ к широкому спектру данных, что делает их незаменимыми при профилактическом использовании.

Разновидности автомобильных сканеров

Приборы для считывания информации могут быть в виде автономного устройства с собственным программным обеспечением и техническим оснащением или специального комплекса для ПК. В состав комплекса входит не только программное оснащение для ОС, но и набор адаптеров.

Различают 2 типа автомобильных сканеров:
  • мультимарочный;
  • дилерский.

Мультимарочный автосканер LAUNCH

Дилерский сканер VAG vas

Для мультимарочных сканеров характерна возможность работы с множеством автомобилей. Их преимуществом является установка нескольких протоколов для обмена данными с ЭБУ. В комплекте с такими приборами поставляется набор кабелей-адаптеров. Он позволяет работать с разной конфигурацией диагностических разъемов. К сожалению, большинство мультимарочных сканеров имеют ограниченный функционал.

Что касается дилерского типа сканеров, то они предназначены для работы с одной или несколькими моделями автомобилей. Они поддерживают определенный протокол, а значит – могут работать только с «родственными» марками. Среди особенностей дилерских автомобильных сканеров стоит выделить: набор всевозможных функций и ведомую диагностику. Она позволяет анализировать данные ЭБУ и использует специальный алгоритм для выявления возможных причин ошибки и определения способов их устранения.

Мотор-тестеры и их функции

Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа. Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.

Осциллографприбор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.

Функции мотор-тестера:

  1. Режим тестера
  • диагностика систем двигателя и сравнительный анализ с номинальными значениями (например, тестирование по пусковому току).
  • Режим осциллографа
    • анализ работы датчиков ЭБУ;
    • считывание параметров управляющих сигналов, которые идут от электронного блока управления к различным исполнительным устройствам;
    • сбор и проверка данных о работе цепей системы зажигания;
    • и т.д.
  • Дополнительные функции
    • диагностика параметров не связанных с электроникой (к примеру, получение данных о давлении масла и топлива).

    Приборы для диагностики отдельных систем автомобиля

    Для получения данных о работе отдельных систем часто используются специальные устройства. Для того чтобы изменить показания спидометров можно воспользоваться корректором одометров. В ряде случаев этот прибор может использоваться как программатор. Его часто применяют для того, чтобы избежать погрешности спидометра после изменения размера покрышек.

    Специальные приборы предусмотрены для профилактического обследования иммобилайзеров. Считывая данные, они анализируют устройство на наличие ошибок. В случае их обнаружения можно воспользоваться специальным модулем для их устранения или перепрограммирования.

    Оборудование для диагностики автомобиля

    Для многих автомобилистов понятие автодиагностики представляется чем-то сложным и очень запутанным. На самом деле, автомобильная диагностика – довольно простой процесс, поскольку, в отличие от многих сервисных задач, здесь гораздо меньше зависит непосредственно от самого диагноста, и больше от оборудования. Просто мастера в автосервисах имеют соответствующее оборудование и научились им правильно пользоваться. В статье рассмотрим виды популярных диагностических приборов, которые используются в автомобильных сервисах.

    Диагностический тестер

    Этот аппарат представляет собой небольшой компьютер. Программы, загруженные в него, предназначены для работы с двигателями, оснащенными электронной системой управления.

    Любой контроллер, управляющий работой мотора, функционирует на основе протокола KWP2000. Данная спецификация канала связи с диагностическими приборами используется во всех современных автомобилях, оснащенных бортовым компьютером.

    Keyword Protocol 2000 (полное название протокола) служит единым общемировым «языком» общения между контроллером и «подвластным» ему оборудованием.

    Автомобильный сканер

    Этот прибор используется для поиска ошибок в электронных цепях автомобиля. Сканер, в отличие от тестера, лишен каких-либо датчиков. Он напрямую подключается к ЭБУ (электронный блок управления) для считывания и анализа данных системы.

    ЭБУ установлен практически во всех современных автомобилях. Поэтому многие неисправности устраняются только с помощью сканера. Без этого прибора невозможно узнать идентификационные номера ЭБУ.

    Автомобильный сканер применяется в тех случаях, когда нужно перезагрузить электронный блок, активировать дополнительные функции, найти и удалить ошибки в системе, изменить пробег. Некоторые устройства не только находят ошибку, но и тут же расшифровывают ее по специальным кодовым таблицам неисправностей.

    Некоторые сканеры могут работать в «группе» с дополнительными приборами, что существенно расширяет их функциональность. К ним можно подсоединить, например, мультиметр или осциллограф.

    Варианты сканеров для автодиагностики

    Автомобильный анализатор может быть полностью самостоятельным прибором. Обычно он только находит неисправности, но не способен расшифровывать их обозначения. Или же сканер является частью персонального компьютера, который состоит из отдельных адаптеров и программного обеспечения.

    Главное достоинство автономного сканера – мобильность и простота использования. Комплексные же продукты используются тогда, когда требуется многофункциональность. Они отлично подходят для решения сложных задач.

    Среди имеющихся в продаже сканеров можно выделить несколько типов.

    Дилерские анализаторы

    Предназначены для диагностики одной конкретной модели автомобилей. Также подходят и для машин с однотипными видами деталей и узлов.

    Такие сканеры отличаются широким функционалом. Их удобно использовать для «ведомой» диагностики автомобиля. Здесь прибор не только показывает код ошибки и место ее расположения в системе. Сканер ведет оператора по определенной схеме, указывая на причины возникновения неисправности и способы ее устранения.

    Мультимарочные автосканеры

    Они подходят к самым разным маркам и моделям авто. В этом и заключена их основанная ценность и преимущество.

    Автомобили могут отличаться протоколами передачи информации и разъемами для подключения сканеров. Поэтому мультимарочные варианты оснащены целым набором различных протоколов и кабелей для подсоединения к ЭБУ.

    Универсальные диагностические приборы

    Такой сканер очень популярен среди автомобилистов. Он имеет универсальный разъем для подключения к диагностической системе автомобиля. Управляется специальным телефонным приложением.

    Им пользуются многие водители. Этот сканер удобно использовать для поиска и сброса самых распространенных ошибок двигателя. Он способен выполнить многие функции, но для серьезных диагностических процедур не подходит.

    Осциллограф и мотор-тест

    Осциллографом называют прибор, который преобразует данные о работе какой-либо автомобильной системы в специальные графики и диаграммы. Диагност на основе полученной информации делает выводы о работоспособности отдельных узлов и автономных цепочек транспортного средства.

    Проще говоря, это небольшое устройство с дисплеем, оснащенное различными датчиками и переходниками, преобразующее ошибки в числовые и графические комбинации.

    Мотор-тест устроен сложнее, чем осциллограф. Он применяется для тестирования электроустройств и цепей двигателя. Прибор проводит поиск и анализ неисправностей с помощью своих датчиков. Это отличает его от автомобильного сканера, так как последний использует информацию из, которую предоставляет ему ЭБУ.

    Мотор-тест используют также и для обычного тестирования. При этом устройство сканирует работу систем двигателя, сообщая об ошибках и сбоях. С его помощью можно следить за изменением давления в цилиндрах двигателя, обнаруживать «нерабочие» цилиндры, определять ослабление тяги во впускном коллекторе, измерять силу пускового тока и тому подобное.

    Читать еще:  Можно ли отполировать стеклянные фары

    Для полного удобства диагноста мотор-тест оснащают дополнительными опциями. Например, с его помощью можно измерить температуру технических жидкостей или давление масла в моторе. Такой анализ прибор совершает при помощи специальных датчиков, которые переводят неэлектрические параметры в электрические данные.

    Приборы узкой направленности

    Отладчик одометров

    Главная функция прибора – корректировка данных спидометра. С его помощью можно изменять уже зафиксированные показания, а также заниматься перепрограммированием устройства. Последнее может понадобиться, например, при смене радиуса покрышек.

    Нередко отладчики снабжены и другими полезными функциями. Они совмещают в себе и тестеры, и приборы для программирования различных систем автомобиля. Он может проверить работоспособность подушек безопасности или же вычислить код разблокировки функций противоугонной системы.

    Тестеры иммобилайзеров

    Иммобилайзеры служат дополнительной противоугонной защитой автомобиля. Но и эти сложные устройства не застрахованы от сбоев в работе. Иммобилайзер встроен в ключ или брелок, а поэтому водитель может его легко потерять. Тестеры помогают справиться с подобными проблемами. Прибор легко находит и исправляет ошибки иммобилайзера, изменяет его рабочие параметры.

    Для чего применяется диагностическое оборудование

    С помощью диагностических устройств технолог получает подробную информацию о самом автомобиле и его системах. Он может узнать версию программного обеспечения устройств, управляющих работой двигателя и других электрических приборов автомобиля. Тестеры показывают VIN автомобиля, тип мотора и классы различных систем управления.

    Кроме того, диагностические приборы анализируют состояние работающей системы, предоставляют информацию об этом в виде таблиц и графиков. С помощью тестера можно узнать точную температуру технических жидкостей, скорость вращения коленчатого вала, действующее значение напряжения в электросети, вес воздушных масс внутри двигателя, позицию топливной заслонки, состав горючей жидкости, поступающей в цилиндры. Тестер собирает данные со всех датчиков системы.

    Собранные данные способны многое рассказать опытному диагносту. Сопоставляя и анализируя полученную информацию, специалист выявляет те неисправности, которые не доступны для стандартных функций самодиагностики.

    Например, ведется проверка системы подачи топлива. Тестер показывает, что дроссельная заслонка наполовину опущена, но при этом педаль газа не нажата. О чем это может говорить? Выявленное несоответствие указывает на неисправность датчиков положения заслонки или же присутствует механическое повреждение.

    Еще одна важная функция диагностических приборов — считывание данных из памяти контроллера. Электронный блок управления имеет функцию самостоятельного сбора и хранения данных о работе различных систем автомобиля. Также он фиксирует местоположение и характер возникающих неисправностей. Диагностические приборы считывают эту информацию и выводят на дисплей в виде кодов.

    Во всем мире используется единый стандарт кодирования ошибок.

    Например, код P0125 говорит о недостаточной температуре охлаждающей жидкости в двигателе. «P» – буква, указывающая на местонахождение неисправности (двигатель). Символ «0» говорит о том, что ошибка входит в таблицу установленных стандартов. Нестандартные дефекты обозначаются цифрами «1» или же «3». «12» – определяет местонахождение неисправности дополнительных компонентов (кислородный датчик). Последняя цифра говорит о том, что кислородный датчик не справляется со своей работой.

    Еще одно важное понятие, которое нужно знать при работе с диагностическим оборудованием, это статус-флаг. Этим словом обозначается добавочная информация об обнаруженной неисправности. Статус-флаг показывает состояние ошибки в настоящий момент. Он информируют о степени активности дефекта, влияние его на увеличение токсичности. Разные контроллеры имеют различные наборы статус-флагов. Они могут дополнительно информировать о количестве случаев возникновения неисправности, о времени, прошедшем после перезагрузки контроллера.

    Режим Freeze Frame. Это режим фиксации параметров системы на тот момент, когда неисправность была активной. Тестер предоставляет эту информацию в виде списка, который помогает определить дополнительные условия возникновения ошибки. Мы узнаем скорость автомобиля, частоту вращения коленвала, температуру окружающей среды на тот момент, когда появился дефект. Это помогает быстрее отыскать причину возникновения неисправности.

    Диагностические оборудование специалистами также применяется для проверки исполнительных компонентов и устройств системы. При диагностике нередко требуется проверить активность исполнительных блоков системы. Тестер это делает с помощью команд на включение и выключение устройств.

    Например, состояние форсунок проверяется только в рабочем режиме (при наличии давления в топливной системе). Для этого требуется периодически включать и выключать бензонасос. Тестер делает это автоматически, контролируя реле топливного насоса.

    Диагностические приборы легко могут «изучить» любое реле или датчик в системе, форсунки, блок зажигания и даже клапан продувки адсорбера.

    Современному автомобилю невозможно обойтись без специальных диагностических процедур. Автодиагностика позволяет отыскать практически любую неисправность за короткое время. При этом не происходит механического вмешательства в рабочие узлы и системы машины, что очень облегчает работу.

    Диагностика двигателя. С чего начать?

    Этот вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя автомобильной диагностике и авторемонту. Самая сложная тема в этой области — диагностика современных двигателей.

    Диагност: требования к кандидату

    Основные требования к кандидату в автодиагносты:

    • желание, возможность и способность к самообучению
    • начальные, а лучше средние (в идеале — глубокие) знания теории ДВС
    • умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электрические схемы
    • умение пользоваться компьютером, электронными базами и справочной литературой, диагностическими приборами и оборудованием

    Приветствуются знания электроники и навыки пайки.

    Не последнее место занимает развитое чувство интуиции.

    Нужно четко представлять себе специфику диагностики двигателя: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с cистемой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий.

    Диагносту важно правильно скомплектовать свое рабочее место. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но хотя бы основные приборы будут нужны обязательно.

    Оборудование для диагностики двигателя

    Какое оборудование необходимо на диагностическом участке?

    Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, продолжаю утверждать, что качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимо.

    Три причины создать современный диагностический участок:

    1. На дворе 21 век.

    Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.

    2. Разборчивость потребителей услуг автосервиса в последнее время стала значительно выше.

    Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. Это требование времени и экономической ситуации.

    3. Успешность работы участка диагностики двигателя не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом.

    Человек — одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего специалиста должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси, как говорится, «на нюх», то что делать второму при отсутствии газоанализатора?!

    Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

    Комплектуем участок диагностики двигателя

    Из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы.

    Эти группы — основа основ. Это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены.

    Если на отечественных автомобилях этот метод еще применим, то при работе с иномарками он невозможен в принципе.

    На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп:

    Рассмотрим каждую подробнее.

    Сканеры

    Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ).

    Сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ).

    Читать еще:  Установка фильтра салона ваз 2110

    Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

    1. Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
    2. Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
    3. Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
    4. Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.
    5. Выполнять необходимые адаптации.

    Показания сканера — это то, что «видит» ЭБУ

    Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров.

    Если по какой-либо причине (например, плохой контакт «массы») показания датчика неверны, то на экране сканера мы увидим именно их. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом.

    Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды — не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска.

    Пример. Ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Конечно же, нет. Надо искать причину богатой смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды.

    Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: дилерские и мультимарочные.

    Первыми оснащаются дилерские центры. Такие приборы достаточно дороги, но только они предоставляют возможность производить полный спектр операций с ЭБУ той или иной марки автомобилей.

    Мультимарочные сканеры, как правило, являются более или менее качественной копией дилерских приборов.

    Сканеры могут быть портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика.

    Мотортестеры

    Это совершенно другой тип диагностического оборудования.

    В отличие от сканера, мотор-тестер представляет собой измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру.

    Это формы напряжения и тока датчиков и исполнительных механизмов, это осциллограммы высокого напряжения, давления в цилиндре, давления топлива. Это возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое.

    Каковы области применения мотортестера?

    В цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (например, зрительно) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного напряжения.

    На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже исправность ЭБУ.

    Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения читайте следующих статьях.

    Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления.

    Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

    1. О правильности установки фаз ГРМ. Речь идет не только о ремне, но и, например, о разбитых шпонках коленчатого и распределительного валов, провернутом шкиве коленвала.
    2. О состоянии цилиндропоршневой группы и клапанов.
    3. О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
    4. О высоком противодавлении выпускного тракта (разрушение сот катализатора, перегородок глушителя).
    5. О реальном угле опережения зажигания.

    Согласитесь, список внушительный. Чего стоит одна только правильность установки фаз. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.

    С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора тоже позволяет сделать вывод о его исправности.

    Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков

    Например, снимаем осциллограмму сигнала с датчика массового расхода воздуха при подаче на него питающего напряжения. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о работоспособности датчика.

    Как это сделать, подробно рассказано в наших обучающих курсах.

    Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер — самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. Конечно, покупать супердорогой фирменный мотортестер не стоит, но и совсем уж простенькие приборы тоже не нужны.

    Газоанализаторы

    Здесь важны две вещи.

    Во-первых, на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, — достояние истории.

    Во-вторых, газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации.

    Как пользоваться этой информацией для диагностики двигателя? Читайте статью «Газоанализ и диагностика».

    Краткий итог

    Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга.

    Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то у каждого прибора они уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

    Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно:

    • Топливный манометр
    • Установка для очистки форсунок,ультразвуковая с проверочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная
    • Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания
    • Качественный мультиметр, желательно специализированный, приспособленный для работы с двигателями
    • Хороший набор инструмента, желательно фирменный
    • Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером

    И последнее, без чего не обходится диагностический участок, — это информация.

    Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

    Необходимо иметь постоянно обновляемые базы данных: Autodata, Mitchell и подобные.

    Как делается диагностика двигателя?

    Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения.

    Для сбора информации применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

    1. Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.

    2. Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи — жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя. Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

    3. Первым делом «узнаем врага в лицо» , то есть с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро-2, Евро-3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27, блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.

    4. Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник — опыт и интуиция.

    5. Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

    6. Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

    Читать еще:  Что такое нива урбан

    7. На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

    8. Фиксируем показания газоанализатора.

    9. При необходимости снимаем мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

    10. Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

    11. А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

    Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно, либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд.

    В любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится при диагностике двигателей иномарок, которых на дорогах нашей страны с каждым годом становится все больше.

    Приборы для диагностики автомобиля

    Сегодня автомобильная компьютерная диагностика проводится практически на каждой современной станции техобслуживания.

    Это вполне объяснимо.

    В новых автомобилях многие задачи выполняет именно электроника, а все параметры системы задаются с помощью специального софта.

    Хотелось бы отметить, что без проведения полноценной диагностики, точно отыскать неисправность в автомобиле, а затем и устранить ее крайне сложно.

    На это способны только настоящие мастера и то вероятность ошибки очень высока, ведь человеческий фактор еще никто не отменял.

    Три группы приборов

    При выполнении комплексной диагностики задействовано сложное оборудование – три основные группы приборов и каждая со своими задачами.

    Принципиальным отличием диагностики автомобиля от его технического обслуживание является отсутствие требований к нормативным временным показателям ее проведения, а также к пробегу автомобиля.

    Т.е. Вы можете остановиться прямо в пути и использовав специальные приборы тут же провести диагностику своего автомобиля, если конечно они у Вас есть.

    Таким образом, на участке диагностики должен находиться:

    Поговорим о каждом из этих устройств отдельно.

    Сканеры

    Основная задача сканера – «чтение» электронного блока управления, который есть почти во всех современных авто.

    Чтобы разобраться в задачах устройства, необходимо четко понимать схему работы самого функционального блока.

    Так, ЭБУ получает полную информацию от датчиков, установленных на автомобиле, производит обработку получаемой информации и выдает готовый сигнал на исполнительные системы.

    Еще одной функцией ЭБУ является эффективное обнаружение сбоев в работе любой из систем.

    Что касается сканера, который работает в комплексе с блоком, то он дает возможность:

    • фиксировать и контролировать сигналы со всех датчиков системы, а также видеть основные параметры в режиме реального времени;
    • производить проверку работоспособности всех механизмов, контролировать их, приводить в действие, просматривать идентификационные данные ЭБУ, считывать коды неисправностей и так далее;
    • видеть показания сканера, которые непосредственно передают данные с ЭБУ.

    Таким образом, сканер показывает лишь то, что видит электронный блок управления.

    Если один из датчиков системы «врет», к примеру, из-за плохой массы, то на экране сканера будет аналогичный «обман».

    По своей сути сканер не является измерительным прибором – он просто отображает получаемую информацию.

    Поэтому к считанным кодам неисправностей необходимо подходить критически и не делать спешных решений по замене той или иной детали.

    Полученные данные должны лишь дать «пищу» для размышлений.

    Виды сканеров

    Современные сканеры могут быть двух видов – программные (работают только с ПК) и портативные.

    Чтобы добиться работоспособности программного сканера необходимо подготовить:

    • персональный компьютер (ноутбук). Здесь в большой мощности нет необходимости. Главное требование – наличие СОМ-порта (можно обойтись переходником СОМ-РСМСІ);
    • программное обеспечение;
    • адаптер K-Line (чаще всего идет вместе с оборудованием).

    Стоит отметить, что в различных иномарках протоколы обмена могут различаться, поэтому необходимо отдавать предпочтение универсальному сканеру или покупать несколько видов для разных моделей и марок.

    Мотор-тестер

    Данный вид диагностического оборудования выполняет совершенно другую задачу. Его функция – это измерение основных параметров непосредственно с двигателя.

    С его помощью можно отыскать любые неисправности в системе. С его помощью можно измерить токи датчиков, посмотреть на формы напряжений, осциллограммы давления топлива, проверить баланс последних, провести измерения УОЗ, стартерного тока и так далее.

    Кроме этого, с помощью мотор-тестера можно снять ряд осциллограмм высокого напряжения, по которым можно увидеть состояние катушки зажигания, свечных наконечников, ВВ-проводов, компрессии, неисправности ЭБУ и так далее.

    Еще один плюс – возможность измерения давления в цилиндрах во время работы двигателя.

    Сама процедура выполняется очень просто: выворачивается свеча, а на ее место устанавливается датчик давления.

    По полученному графику можно сделать ряд выводов по поводу:

    • состояния цилиндро-поршневой группы;
    • правильности установки фаз ГРМ;
    • наличия подсоса воздуха во впускном тракте;
    • угла опережения зажигания;
    • уровня противодавления выпускной системы.

    Это далеко не полный список возможностей, которые дает мотор-тестер.

    Благодаря полученным данным можно гораздо быстрее выявить неисправность и устранить ее.

    В некоторых случаях получается даже определить наличие межвиткового замыкания форсунок или обрыва в них.

    Чтобы оценить состояние стартера или аккумулятора, можно измерить величину стартерного тока.

    С помощью мотор-тестера можно с точностью проверить работоспособность датчиков и сделать вывод об их работоспособности.

    В общем, достоинств у данного устройства не счесть. Выбор достаточно широк, но стоимость практически во всех случаях является очень высокой.

    Газоанализаторы

    В большинстве случаев применяются четырехкомпонентные газоанализаторы, которые позволяют получить полную диагностическую информацию.

    Многие думают, что назначение газоанализаторов – измерение СО, но это не так.

    Делаем предварительные выводы

    Все описанные выше устройства абсолютно разные по принципу действия, но они дополняют друг друга.

    На практике, без любого из описанных выше приборов можно обойтись, но в этом случае точность измерений уменьшится. Что касается остального оборудования, то оно носит исключительно вспомогательный характер.

    В частности, топливный манометр пригодится для измерения давления, специальные стенды – для проверки модулей и свечей зажигания.

    Понадобится также установка для чистки форсунок, набор инструментов и пробники.

    Но иметь нужные приборы для диагностики автомобиля это одно, ведь нужно еще знать ход операций при проведении диагностики той или иной системы автомобиля.

    Диагностика топливной системы

    Диагностика топливной системы проводится по следующему алгоритму:

    1. Проверка уровня давления топлива в топливной рампе;
    2. Проверка работоспособности и производительности форсунок;
    3. Проверка топливной магистрали на проходимость и чистка ее при необходимости.

    Диагностика системы охлаждения

    В ходе диагностики системы охлаждения автомобиля необходимо проверить:

    1. Наличие течи из радиаторов (основного и отопителя);
    2. Соты радиаторов проверить на загрязненность;
    3. Состояние расширительного бачка на предмет его поломки;
    4. Засорение каналов системы;
    5. Работы клапана – термостата;
    6. Проверить работу водяного насоса;
    7. Состояние охлаждающей жидкости (при необходимости она доливается, или заменяется на новую).

    Как можно предположить в наличии сложного оборудовании и приборов, при данной диагностики, нет необходимости.

    Диагностируем двигатель автомобиля.

    Диагностирование двигателя на 50% пересекается с общей диагностикой автомобиля, поэтому читайте здесь — Диагностика двигателя автомобиля.

    Выводы

    При диагностики автомобиля проверять можно все, ходовую часть, кузов, рулевое управление, топливную и тормозную системы, систему смазки и т.д. Но вручную сделать на современном автомобиле это практически не возможно.

    Работа всех систем через огромное количество датчиков привязана к электронному блоку управления, получить информацию из которого можно только с помощью специального сканера и других дорогостоящий приборов.

    У владельца автомобиля есть три выхода: прибрести данные диагностические приборы, взять их на время у друга или обратиться в диагностический центр (автосервис, СТО).

    Первые два способа подходят для тех водителей, которые знают, как пользоваться данными приборами и имеют приличную сумму денег для их приобретения.

    Третий же способ более реалистичен, так как в автосервисе за умеренную плату, и короткий срок проведут полную диагностику автомобиля и выдадут Вам подробный вердикт по состоянию Вашей машины.

    Тут же дадут полезные рекомендации и советы, по ремонту Вашего автомобиля. Каждый должен заниматься своим делом, или Вы не согласны?

    Стоит помотреть каждому автовладельцу.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: