2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перевод автомобиля на газ плюсы и минусы

Перевод автомобиля на газ: за и против

15:00, 23 февраля 2020г, Авто 859

Цены на газовых автозаправках Алтайского края заметно упали. Если в прошлом году литр пропан-бутановой смеси продавали за 25,5 рубля, то теперь можно найти по 19,3 рубля. И, говорят, снижение продолжится. Такая тенденция заставляет автовладельцев вновь задуматься о переводе своего транспорта на альтернативное топливо.

Мы попросили завкафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Алтайского государственного технического университета Андрея Свистулу и доцента кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» Виктора Левина привести аргументы как за, так и против этого шага и помочь читателям сделать вывод.

В качестве ликбеза скажем, что автомобили могут использовать два вида газового топлива. Это природный газ, который идет по трубам под высоким давлением. В основном он состоит из метана. В Барнауле одна такая АЗС, и от нее заправляются, в частности, автобусы маршрута № 2. В Новосибирске и даже в Горно-Алтайске таких заправок несколько.

Зато много АЗС, которые продают смесь пропана и бутана. Его в основном и используют автомобилисты. Это более тяжелое по молекулярному составу топливо, которое сжижается примерно при минус 20 градусов и давлении 16 атмосфер, так что в баллонах он находится в жидком состоянии.

Плюсы

  • Низкая цена.
  • Экологическая безопасность. Газ с воздухом, который тоже является газом, проще смешать, и он быстрее и полнее сгорит, чем воздушно-бензинная смесь, меньше образует нагаров и смол. Поэтому масло в двигателе можно менять в 1,5 раза реже, считает Андрей Свистула.
  • Виктор Левин добавляет, что за счет высокого октанового числа при сжигании газового топлива отсутствует детонация, снижается шум двигателя, он мягче работает.
  • В холодном двигателе на внутренних стенках цилиндров образуется бензиновый конденсат. Он разжижает смазочный слой, так что компрессионное кольцо царапает сухую стенку цилиндра. При использовании газового топлива этой проблемы нет, что увеличивает ресурс цилиндропоршневой группы.
  • Высокое октановое число у газового топлива позволяет несколько поднять степень сжатия и получить более экономичный процесс. Но это же свойство является минусом, так как слишком форсированный двигатель уже не может работать на обычном бензине.
  • «Минувшим летом мой знакомый путешествовал из Барнаула в Крым и обратно на автомобиле, использующем газовое топливо. Проехал через полстраны и проблем с АЗС не испытал», – приводит еще один плюс Виктор Левин.

Минусы

  • Однако могут появиться проблемы с запуском двигателя в зимнее время, предупреждает Андрей Свистула. Газ плохо испаряется, поэтому заводят автомобиль на бензиновом топливе, чтобы разогреть систему топливоподачи, а уже потом переключаются на газ. Хотя современное оборудование позволяет переходить на газ автоматически.
  • Приходится выделять место под газовый баллон. Обычно его размещают в багажнике, но можно и на месте запаски, если баллон сделан в форме тора.
  • Газовоздушная смесь горит медленнее, чем бензиновоздушная. Если двигатель высокооборотный, то горение смеси заканчивается только на выхлопе, что приводит к перегреву зон выхлопа: более быстрому износу головки блока цилиндров и выпускных клапанов, замечают оба эксперта.
  • «Чтобы не сжечь выхлопную систему, двигатель дефорсируют, то есть снижают его мощность, применяя заслонки, диффузоры», – делится тонкостями Андрей Свистула.
  • Виктор Левин по опыту эксплуатации своего «мерседеса» утверждает, что смеси пропан-бутана расходуется на 15% больше, чем бензина. При этом мощность двигателя уменьшается на 10%, пропорционально снижается динамика.
  • Этот факт связан с тем, что теплотворная способность литра газа меньше, чем литра бензина, объясняет Андрей Свистула, соответственно, его нужно больше сжечь, чтобы получить ту же энергию.
  • Повышенные требования к безопасности оборудования, так как газ находится в баллоне под высоким давлением, а также может взорваться в случае протечки.
  • Газом можно отравиться. «Надо помнить, что метан концентрируется вверху гаража, а пропанобутановая смесь – внизу, поэтому смотровые ямы должны быть вентилируемые. И уж конечно, в гараже, где хранится такой автомобиль, не должно быть погреба. Видимо, самое безопасное размещение газифицированных машин – на открытом воздухе», – предполагает завкафедрой ДВС.

Виктор Левин обращает внимание на то, что газовое оборудование надо регулярно обслуживать, сливая конденсат через специальные клапаны, и чаще менять воздушный фильтр.

Как выбрать оборудование

Существует несколько поколений газового оборудования. От имитации карбюратора до аналога электронной системы впрыска, где на каждый цилиндр предусмотрена своя форсунка.

По словам Виктора Левина, в Москве уже можно установить систему пятого поколения, в которой газ сразу подают из бака в жидком виде насосом в двигатель. При этом степень наполнения цилиндров лучше. «Чем больше мы подадим в цилиндр горючей смеси, тем выше получим мощность», – объясняет Андрей Свистула.

Вывод

Если суммировать все плюсы и минусы, то можно прий­ти к выводу, что на газ выгодно переводить машины, которые усиленно эксплуатируются либо имеют прожорливые двигатели.

«Если владелец авто проезжает в год до 10 тысяч километров, то овчинка не стоит выделки, – считает завкафедрой ДВС. – Затраты на установку системы и ее обслуживание окупятся лет через десять».

Однако, по мнению Виктора Левина, смысл использовать газовое оборудование появляется уже при пробеге легкового автомобиля 8 тысяч километров в год, все зависит от расхода топлива.

Перевод автомобиля на газ плюсы и минусы

В России дорожает топливо. Цена 95-го бензина уже превысила 40 рублей за литр — эксплуатация автомобилей становится всё более накладной. И многие начинают задумываться об установке на свою машину газового оборудования. Ведь, судя по ценникам на заправках, «альтернативное топливо» примерно вдвое дешевле бензина. Означает ли это, что переход на газ обеспечивает столь же значительную экономию?

Выгодно ли ездить на газу?

Двухкратного выигрыша по деньгам в любом случае не будет. Да, пропан-бутановая смесь дешевле бензина. Но, с другой стороны. при прочих равных условиях ее расход всегда будет выше на 10-15%. В отдельных случаях разница может оказаться меньше, но это касается в основном старых карбюраторных машин с изношенной или разрегулированной топливной системой. Если же автомобиль исправен и потребляет бензина, например, в среднем 10 л/100 км, то при переводе на газ он будет поглощать 11-12л. Это — по самым оптимистичным прогнозам. Таким образом, при сегодняшних ценах на топливо (18 руб за литр газа и 41 руб. за литр 95-го бензина) средняя экономия составит около 210 руб. на каждые 100 км. Если расход топпива изначально выше – скажем, 20 л/ 100 км у внедорожника, — то после каждой сотни оставленных позади километров в кошельке владельца будет оставаться уже по 420 руб.

К сожалению, отнести эти сохранившиеся деньги к «чистой прибыли» нельзя. Ведь экономии на заправках предшествуют солидные траты на установку газобаллонной аппаратуры (ГБА).

В компактном «Kia Picanto» газовый баллон займет весь багажник или нишу для запаски. Да и оправдает себя аппаратура не скоро — примерно через 20.000 км.

Стандартный комплект ГБА включает в себя резервуар для сжиженного газа, систему напорных клапанов, редуктор, предназначенный для испарения и поддержания давления на заданном уровне, дозатор топливной смеси, а также переключатель «газ/бензин», который устанавливается на панели управления. Цена такого набора (вместе с установкой) может значительно колебаться в зависимости от типа автомобиля. Дешевле всего обойдется переоборудование машины с простейшим мотором. Например, перевести на газ отечественную «классику» будет стоить меньше $300. А вот за комплект аппаратуры, предназначенной, например, для инжекторной Лады Весты или «Kia Rio», придется заплатить уже около $500. И далее – по нарастающей, в зависимости от количества цилиндров в двигателе, и соответственно, объема газового баллона.

Тенденция налицо — чем технически сложнее и современное автомобиль, тем дороже обойдется и его перевод на газовое топливо. Для новых иномарок, стоимость ГБА может превышать $1000.

При таких первоначальных затратах рентабельность всего мероприятия уже оказывает ся под вопросом — слишком долго будет окупаться аппаратура. Вернемся к нашим умозрительным примерам:

Читать еще:  Катушка зажигания лада гранта 16 клапанная

-на автомобиле со средним расходом бензина 10 л/100 км комплект ГБА «отобьется» через 15.000 км (благодаря экономии в 210 руб. на каждые 100 км);

-на внедорожнике со средним расходом бензина 20 л/100 км установка ГБА начнет «приносить прибыль» примерно через 12.500 км (благодаря экономии в 420 руб. на каждые 100 км>.

На седанах класса D наподобие Kia Optima после установки баллона в багажнике остается немало места под поклажу.

Таким образом, чем серьезнее мотор по объему, чем выше изначальный расход топлива, тем быстрее оправдает себя использование ГБА. Оптимальный вариант — большой американский джип, поглощающий 25-30 л/100 км. Ко всему прочему такие автомобили отличаются огромным багажником и, даже если установить в него газовый баллон, места под поклажу все равно останется предостаточно.

А сэкономить на самой ГБА не удастся. На нашем рынке представлено не так-то уж много производителей такой техники, да и цены очень похожи, как и тарифы авторизованных установщиков. Конечно, можно найти и феерически дешевые комплекты, сделанные в Турции, на Украине или в Прибалтике. Обычно они не имеют ни сертификата безопасности, ни прочей сопроводительной документации. И все установочные работы можно доверить дяде Васе из соседнего гаража. Но лучше зря не рисковать и обратиться к профессионалам. Газ — штука взрывоопасная. Его утечка из незатянутого штуцера или «самопального» переходника может привести к непоправимым последствиям.

Седан Toyota Camry 3.5 V6 расходует в городе около 16 л/100 км. Газобаллонная аппаратура окупит себя примерно через 12.000 км

Риск можно свести к минимуму

Взрывоопасность газовых автомобилей — это больше «страшная сказка», чем реальная угроза. Если используется качественное оборудование, прошедшее все положенные сертификации и испытания, а установка выполнена со строгим соблюдением технологии, — опасность взрыва минимальна. Разрушение самого баллона очень маловероятно. Даже при сильной аварии его герметичность не нарушается, чего, кстати, нельзя сказать о бензобаке. При толщине стенок 2.5-3 мм (стандартное значение) газовый резервуар выдерживает попадание пули. Настоящий риск возникает только при чрезмерном повышении давления газа внутри баллона. Это может быть вызвано либо сильным нагревом под прямыми лучами солнца, либо стать результатом возгорания. Но даже в этом случае должны сработать специальные стравливающие клапаны, которые выпускают излишки газа и понижают давление. Таким образом, даже при пожаре взрыва не будет — газ просто выгорит, образовав равномерный факел. При нормальных условиях эксплуатации утечек быть не должно. Специфический запах в автомобиле или около него — свидетельство неисправности ГБА. Если же герметичность системы все же нарушилась, паниковать не стоит. Достаточно просто перекрыть запорный клапан и перейти на питание двигателя бензином. После чего следует обратиться на сервис. Ничего страшного не произойдет — газ очень летуч и на открытом воздухе мгновенно испаряется, не образуя опасной концентрации. Хуже, если автомобиль хранится в непроветриваемом закрытом боксе. Тогда на время стоянки рекомендуется закрывать вентиль газового баллона.

Расплата за экономию

Во избежание неприятностей, связанных с утечкой газа, установщики рекомендуют производить плановое техническое обслуживание ГБА каждые 10.000 км. В противном случае оборудование снимается с гарантии. Правда, стоимость визита на специализированный сервис довольно умеренная — в среднем 700-1000 рублей. За эти деньги специалисты проверят систему на герметичность и выполнят все необходимые регулировки.

Через 8.000-10.000 км после монтажа газового оборудования Jeep Grand Cherokee 5.7 начнет экономить деньги владельца.

Срок службы самой ГБА довольно большой. Баллон рассчитан на 10-15 лет эксплуатации. Трубопроводы, редуктор, клапаны и т.д. — на 5-10 лет. Но это не относится к резиновым мембранам и уплотнителям, которые в газовой среде выхаживают свой ресурс за 1-2 года. Для их замены выпускаются специальные ремкомплекты, которые есть в любом авторизованном сервисе, занимающемся ГБА.

Кроме того, автомобиль с газовой установкой на борту должен проходить и так называемое сезонное обслуживание. Настройки оборудования в разное время года существенно различаются. Обусловлено это тем, что газовое топливо, как и солярка, бывает летнее и зимнее. Пропан-бутановая смесь, рассчитанная на эксплуатацию в теплое время года, содержит больше бутана, чем пропана. А зимой – наоборот. Сжиженный «летний» газ при низких температурах просто не будет испаряться и смешиваться с воздухом: не получится горючей смеси и двигатель просто не заведется.

Но даже на «зимнем» газе в холодное время года запустить мотор без использования бензина скорее всего не удастся. В стужу сжиженный газ испаряется плохо. Заводить двигатель придется на бензине, прогревать –тоже, и только потом переключаться на альтернативное топливо. А это, между прочим, дополнительные траты. И весьма ощутимые — в коротких городских поездках. Ведь на первых нескольких километрах, пока мотор не прогрет, расход бензина значительно возрастает по сравнению с обычным рабочим режимом.

Плюсы и минусы

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить основные достоинства и недостатки автомобилей с газовым оборудованием. К несомненным «плюсам» следует прежде всего отнести экономию, ради которой, в первую очередь, все и затевается. Вдобавок машина, работающая на газе, более экологична, чем бензиновая. Если на автомобиле, оборудованном катализатором, используется современная ГБА (имеющая обратную связь через лямбда-зонд). то по выбросу отравляющих веществ такая машина с запасом уложится в жесткие нормы “Евро-5”. Пропан-бутановая смесь более стабильна по качеству, чем бензин («разбавить» ее чем-либо нереально). Следовательно, увеличивается ресурс двигателя и уменьшается риск его отказа.

Так как мотор может работать как на газе, так и на бензине повышается надежность авто (система питания имеет двукратное резервирование), увеличивается запас хода.

Противопоказаний к установке газового оборудования практически нет. Аппаратура прекрасно работает как на карбюраторных, так и на инжекторных автомобилях. Турбонаддув — тоже не препятствие. Исключение составляют только модели с прямым (непосредственным) впрыском топлива, который сейчас все шире используется производителями. При переводе на газ такие машины лишаются возможности работать на бензине.

Естественно, установка ГБА подразумевает и некоторые «минусы». Реальная экономия возникает только после того, как окупятся первоначальные вложения… А если аппаратура дорогая, то этот срок довольно значителен. Не надо забывать также о том, что ГБА нуждается в регулярном обслуживании. Газовое оборудование заметно увеличивает вес машины (масса установки составляет 50-70 кг). Но это еще полбеды. ГБА занимает очень много места. И если владелец большого внедорожника или пикапа на это даже не обратит внимание, то обладателю хэтчбека гольф-класса после установки ГБА придется смириться с почти полным отсутствием багажника или запасного колеса.

При прохождении государственного техосмотра инспектор вправе потребовать сертификат на оборудование и справку о том, что газовый баллон прошел переосвидетельствование в органах Госгортехнадзора (проводится один раз в два года). Если же емкость резервуара превышает 100 литров, то по закону он должен иметь собственный паспорт — не забудьте потребовать его у продавцов при покупке.

Установка газового оборудования на новый автомобиль вполне может послужить поводом для потери гарантии на саму машину либо на детали ее двигателя. Наличие ГБА сервисмены непременно сочтут «несанкционированным вмешательством в конструкцию».

Работа на газе неизбежно приводит к некоторому снижению мощности (как правило, 5-10%). В штатных ситуациях ее потеря не заметна, но при буксировке тяжелого прицепа или на крутом подъеме это может доставлять неудобства, особенно на малолитражных моделях. Меньше всего сокращение мощности ощущается на автомобилях с большими многоцилиндровыми двигателями – крупнообъемными V6, V8 и так далее.

Риск разгерметизации и утечки газа, как уже было сказано, сведен к минимуму, но все равно остается.

Наконец, самый большой «минус» — недостаточно развитая сеть газовых заправок. Например, в Москве таких АЗС сейчас около 30, в Петербурге — около 15, в Екатеринбурге -13. Для таких больших городов это явно недостаточно. К тому же, по отзывам потребителей, на этих заправках не всегда бывает газ. С бензином такую ситуацию, к счастью, сегодня уже представить нельзя.

Автомобили на газу: считаем убытки от перевода машины на газ

Учитывая безбожно растущие цены на бензин, об установке ГБО начинают задумываться даже те, кто несколько лет назад о подобном не помышлял в принципе. А если учесть, что ценообразование в нашей стране зависит исключительно от жадности нефтедобывающих компаний, но никак не от объективных макроэкономических факторов, число желающих перейти на менее дешевое моторное топливо будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Но тут не все так просто.

Как только вы начинаете искать оптимальный путь реализации задуманного, на вас выливается огромный поток информации. И далеко не всегда правдивой. Различные форумы также не дают однозначного ответа. Одни считают газ чуть ли не вселенским злом, убивающим двигатель, а в случае ДТП еще и владельца авто. Другие, напротив, рассматривают его, как отличный инструмент, позволяющий серьезно снизить расходы на содержание машины В эти дебри мы вникать не будем, приведем лишь несколько бесспорных фактов.

Читать еще:  Ваз 2114 гидроусилитель руля с какого года

Плюсы. Газ примерно вдвое дешевле бензина. Он чище, поскольку бодяжить его дороже, чем продавать как есть. Запас хода машины увеличивается в среднем в полтора раза, а у владельца появляется альтернатива – газ или бензин.

Минусы. Расход газа выше, чем расход бензина. Мало того, при установке ГБО потребление последнего также немного возрастает. Двигатель теряет примерно 10-15% номинальной мощности, что также сопряжено с особенностями установки.

Долой стереотипы

При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.

Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.

Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.

13 000 рублей экономии

А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они не лукавят. В Москве, к примеру, средневзвешенная цена литра 92-го составляет 31,3 рубля, а литрп пропана — около 16 рублей, метана – 15 рублей. Поэтому, если откинуть ценник, заложенный на работу, стоимость сотни километров, пройденных на условной LADA Granta при паспортном расходе в 7 литров, снизится более чем существенно – с 220 до 130 рублей. А это значит, что выбегая около 20 000 километров в год, вы будете экономить около 13 000 рублей.

Выгода не для всех

Однако эти суммы сами по себе ничего не значат. Стоимость пропановой системы (вместе с установкой) для Granta в Москве оценивается примерно в 30 000 рублей. И это не потолок, но и не нижний ценовой сегмент – оборудование «бизнес-класса» от одного из лидеров отрасли.

Метановая при прочих равных дороже на 7000-10 000. Кроме того, в последнем случае вы, наверняка, захотите поставить облегченный металлопластиковый (или даже композитный) баллон, ценник которого рассчитывается исходя из объема – от 290 рублей/литр (металлический – 220 рублей/литр). Таким образом, весь проект обойдется минимум в 45 000. И теперь посчитайте, сколько лет вам потребуется, чтобы окупить установку. Нменьше четырех. Во всяком случае, если ваш пробег равен уже указанным 20 000 километров.

Иными словами, задумываться о ГБО имеет смысл лишь в том случае, когда пробег выше указанного в полтора-два раза, либо вы обладаете гораздо более прожорливым авто, оснащенным мотором V6 или V8. Но тут, как говорится, «сам бог велел». При среднем расходе в 15-17 литров, время окупаемости снижается до 1,5-2 лет. Кроме того, при таких рабочих объемах и, как следствие, мощностях один из основных минусов перехода на газ – потеря мощности – оказывается не такой уж и существенной. Ну потеряете «лошадей» 25-30 – на динамике почти не скажется, однако ценник на топливо снизится весьма серьезно.

Что характерно, бюджет проекта при этом вырастает не так уж и значительно – в среднем до 50 000 рублей. Остается проблема с пространством в грузовом отсеке, но она вполне решаема. Берите напоминающие пончик тороидальные баллоны, устанавливающиеся в нишу запасного колеса, либо монтирующиеся под днищем автомобиля.

Кроме того, в природе существуют и вертикальные тороидальные емкости, которые можно крепить к боковине грузового отсека. Пространство они, конечно, съедают, но при этом не лишают водителя возможности хотя бы частично трансформировать задний диван и не исключают наличия запаски. Сложность в том, что все это касается систем для пропана – попутного нефтяного газа. Если же вы предпочитаете более чистый природный, о подобной вариативности можно даже не заикаться.

«Сухой» метан лучше «мокрого» пропана

Пропан хранится в сжиженном состоянии, метан – в газообразном, причем под давлением в 200 атмосфер (пропан – 5 атмосфер). Поэтому емкости тут исключительно цилиндрические, массивные и, как правило, более дорогие. Если, конечно, вы не хотите возить в багажнике лишний центнер. Для комтранса это проблемой не является, но в случае с легковыми машинами об этом следует помнить.

Тем не менее, у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Во-первых, это самое быстро возобновляемое топливо на планете. То есть его ценник от объемов добычи и переработки нефти напрямую не зависит. Во-вторых, он сухой, то есть в нем в принципе отсутствует конденсат, от которого владельцам авто, выбравших нефтяной газ, избавляться нужно регулярно. По большому счету, метан может стать промежуточным звеном между бензином и чистой энергией. В-третьих, в отличие от пропана, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП. То есть при утечке он не концентрируется в самом низком месте, а образует подвижное облако, которое рассеивается ветром. Взрывоопасной считается 5-процентная концентрация, добиться которой в бытовых условиях почти нереально.

Впрочем, это не значит, что у него нет недостатков. Самый главный – жесткий технический контроль: система, работающая под давлением в 200 атмосфер, наплевательского к себе отношения не терпит. Второй фактор – цена и габариты оборудования. То есть окупается он гораздо дольше. Третье – количество заправок. В Москве и Подмосковье их, например, можно пересчитать по пальцам. В южных регионах, напротив, особых проблем с поиском нужной АГНКС, как правило, не возникает. В любом случае, если встал вопрос об установке ГБО, изучить ценообразование и инфраструктуру в регионе не помешает. Согласитесь, глупо экономить на топливе, теряя деньги на регулярном перепробеге.

Готовых решений нет

Оптимальным вариантом в таком случае выглядит не дооборудование автомобиля, а покупка готового. Что, к слову, решает массу проблем, начиная с вопросов компоновки системы и заканчивая ее работоспособностью. Некоторое время назад на редакционном тесте у нас побывал VW Passat EcoFuel (подробнее об этой машине читайте здесь) , который впечатлил буквально всех.

Он выглядел и ездил, как обычный Passat, но его бензиновый бак был урезан до 15 литров. Освободившееся же место занимали три 10-литровых метановых баллона (21 килограмм), куда влезало ровно 6 кубов газа. Запас хода тот же – 500-600 километров, а ценник на заправку – в три раза ниже, чем у бензинового аналога. Но поставлять такие Passat в Россию немцы так и не начали. Мало того, не так давно они отказались и от ввоза Caddy EcoFuel. Остальные же производители о подобных авантюрах даже не задумывались. В общем, нам остается пользоваться теми возможностями, что есть, то есть ставить ГБО.

Стоит ли оно того?

Итак, подведем итог. На машинах с небольшим рабочим объемом двигателя и относительно низким расходом особого смысла в переоборудовании нет. Даже если водитель уложится в 30 000 рублей, процесс окупаемости растянется на 4-5 лет. Исключение – драйверы, наматывающие за год по 40 000-50 000 километров. Однако здесь весьма актуальным становится вопрос ресурса самой машины – за какие-то два-три года она при такой нагрузке превратится в «ведро». Плюс изначальная потеря мощности и снижение ресурса ДВС. И то, и другое в такой ситуации может оказаться весьма существенным.

Вот с достаточно мощными авто и внедорожниками и тем более с легким комтрансом все более однозначно. Выгода очевидна. Возможно, владельцу придется заложить на переоборудование более серьезный бюджет – 40 000-50 000 рублей, но срок окупаемости снизится примерно вдвое. Впрочем, среднегодовой пробег тут тоже нужно учитывать: если он не превышает тех же 20 000 километров, владельцу стоит хорошенько подумать и тщательнейшим образом все просчитать.

Читать еще:  Размер бака ваз 2114

Машины же, которые официально считаются коммерческими (те же «каблуки» или микроавтобусы), проще без колебаний сразу переводить на метан, так как у них и пробеги, как правило, большие, и проблем с размещением баллонов на порядок меньше. Кроме того, тут можно использовать самые бюджетные емкости, монтировать дополнительный фальшпол или ставить их вертикально. Все это возможно и доступно. Разумеется, при наличия желания и соответствующих возможностей.

Перевод машины на газ в 2019 году: плюсы и минусы

Вопросы снижения расходов на топливо сейчас волнуют многих. Автомобильный парк страны стремительно растет. Снижение мировых цен на нефть не вызвало заметного снижения цен на автозаправках. Электромобили пока очень дороги, и основным конкурентом жидкому топливу является сжиженный газ. В этой статье мы проанализируем целесообразность такого перехода, основные плюсы и минусы перевода авто на газ.

Зачем переводить машину на газ

Для многих уменьшение эксплуатационных расходов является элементом конкурентной борьбы и выживания в непростых рыночных условиях. Автовладельцы, использующие машины для личных и семейных целей, также заинтересованы в экономии семейного бюджета. По этой причине многие ищут варианты альтернативного топлива.

Кроме экономии топлива автомобили, работающие на газе, дают более чистый с экологической точки зрения выхлоп, но пока резоны экономии являются основными.

Стоит ли устанавливать на автомобиль газовое оборудование и будет ли это действительно выгодно с экономической точки зрения – вот основной вопрос для автомобилистов, задумывающихся о переходе на ГБО. Ответ неоднозначен – с одной стороны, газ заметно дешевле, с другой – само по себе оборудование и его установка достаточно дороги. Кроме того, процедура регистрации газового оборудования с 2016 года заметно усложнилась. Одних экспертиз теперь требуется две.

Кроме того, среди плюсов и минусов ГБО на авто ужно рассматривать и необходимостьпериодических проверок такого оборудования. В среднем эту процедуру придется проводить один раз в два года.

Окончательное решение каждый примет сам, мы же расскажем о тенденциях на этом рынке. В первую очередь поговорим об экономичности машин с газобаллонным оборудованием.

Когда-то газ стоил в два раза дешевле, чем бензин. Формально такое соотношение можно обнаружить и сейчас. Литр сжиженного пропана стоит примерно как пол-литра бензина, но девяносто пятого бензина. В сравнении с девяносто вторым и восьмидесятым соотношение не столь привлекательно. Стоит учитывать и тот фактор, что при использовании газа на каждый километр пути уходит примерно на 15% больше горючего.
Существует ГБО, работающее на метане, там соотношение цен намного интереснее. Но сеть метановых заправок развита явно недостаточно для того, чтобы вы могли спокойно ехать куда хотите и не переживать о топливе. Исходя из этого, в первую очередь мы будем говорить о пропане.

Так вот, денежные расходы на километр пути на этом топливе примерно на треть ниже, чем на бензине. И разговор здесь только о расходах на топливо, цена самого газобаллонного оборудования тут не учтена. Стоит ли переводить автомобиль на газ при таких условиях? Если вы много ездите – несомненно.

Как определить, целесообразно ли переводить машину на газ

Первые завозившиеся в Россию комплекты ГБО были рассчитаны на устаревшие моторы. Стоили они дешево, установить их мог любой механик из соседнего гаража. Высокой квалификации для этого не требовалось. А контроль регистрации таких автомобилей был слабым.

Если плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле в первую очередь оценивать с точки зрения экономической целесообразности, то она снизилась.

Новый уровень автомобилей потребовал и нового уровня ГБО. В настоящее время на рынке присутствует оборудование четырех различных поколений и каждое новое дороже предыдущего. Возросли и расходы на установку, и обслуживание аппаратуры.

Мало того что для установки новейших систем требуется дорогостоящее оборудование и механики высшей квалификации, изменились и правила оформления ГБО. Сертификация на СТО – процесс трудоемкий и дорогой, естественно, все расходы в итоге несут потребители услуг.

В целом, когда вы оцениваете минусы и плюсы газового оборудования на авто, следует подсчитать свои годовые расходы на жидкое топливо и умножить их на количество лет, через которые вы меняете машину. После этого пересчитать километраж на газ, добавить к результату стоимость самого оборудования и сравнить две полученные цифры. Если разница существенно в пользу газа – выбор очевиден.

Если расхождение невелико, то стоит вспомнить о затратах времени и денег на регистрацию оборудования и его периодические поверки, и исходя из этих данных делать выводы. По мнению специалистов, ГБО имеет смысл при постоянных высоких пробегах.

Преимущества и недостатки по сравнению с жидким топливом

Помимо чисто экономических различий этих видов топлива, существуют и отличия технического плана, которые тоже следует осветить. Начнем с того, что октановое число смеси пропана и бутана, наиболее часто используемой в автомобилях, равно 100-105. Для автомобиля, с одной стороны, это хорошо – детонация практически исключена, с другой – могут прогорать клапана, хотя в современных машинах эта проблема практически отсутствует.

Газовые баллоны существенно сокращают полезный объем багажника. В авто на газе холоднее, чем на бензине, что немаловажно в климатических условиях нашей страны.

Если не следить за состоянием газового оборудования и особенно баллонов, оно становится пожароопасным. Бензин, кроме своей основной функции топлива, в процессе использования смазывает и охлаждает элементы мотора, газ этими свойствами не обладает. На дальних перегонах при использовании некоторых типов моторов этот фактор ведет к нарушению регулировки клапанов.

Что же касается преимуществ, то первое и основное из них – экономия. Некоторые автомобилисты утверждают, что ГБО теперь невыгодно. Это не соответствует действительности: при достаточно интенсивной эксплуатации машины все расходы с лихвой окупаются. Есть и еще целый ряд несомненных достоинств, в частности, экологическая чистота вашей машины.

Что лучше – газ или бензин на авто, решать, несомненно, вам, мы же напомним еще об одном достоинстве. Система питания жидким топливом, в том числе и топливный бак, на машине сохраняются полностью. Стандартный запас хода по топливу у автомобилей колеблется в районе 500 километров. С газобаллонным оборудованием он очень и очень серьезно увеличится. При частых поездках по районам со слаборазвитой инфраструктурой это может быть весьма существенным фактором.

Какое поколение ГБО ставить

Плюсы и минусы машины на газе мы обсудили. Поговорим немного о самом газобаллонном оборудовании. На сегодня рынок предлагает ГБО четырех различных поколений.

Естественно, по мере увеличения номера поколения возрастает его качество и сложность. Первое поколение пригодно к установке на карбюраторные моторы и простейшие инжекторы. Второе поколение способно работать с машинами, имеющими лямбда зонд. Оба первых поколения не превосходят экологические нормы Евро-2, а это сейчас важно.

В третьем поколении введена электронная дозировка топлива. Система отличается низкой скоростью реакции на изменение режима езды. Четвертое поколение – лучшее из того, что сейчас есть на нашем рынке. Подача газа осуществляется для каждого цилиндра отдельно через форсунки и управляется электроникой. Уже есть пятое и шестое поколение, но они предъявляет повышенные требования к чистоте газа и у нас пока неактуальны. К тому же, их могут устанавливать только специалисты, прошедшие специальное обучение и аттестацию у производителей такого оборудования.

Стоит ли ставить ГБО 4 поколения на авто? Если у вас современная машина, позволяют финансы, и вы решили поставить газовую систему, то несомненно.

Как перевести машину на газ

Для воплощения вашего решения в жизнь вам придется пройти несколько этапов. На всех могут возникнуть вопросы и сложности.

Как оформляется ГБО

Первым делом вам придется пройти экспертизу, которая даст заключение, что установка ГБО на ваш автомобиль в принципе возможна. На основании такого документа вы получите разрешение на установку аппаратуры в ГИБДД, и только после этого приступите непосредственно к установке.

Потом нужна экспертиза безопасности, диагностическая карта технического осмотра и еще ряд бумаг.

Естественно, на всех этапах придется платить. Суммы зависят от выбранной вами аппаратуры, оборудования и квалификации выбранной вами станции технического обслуживания. Нужно будет заплатить и за регистрацию конструктивных изменений в ГИБДД.

Установка газового оборудования

Чтобы перевести машину на газ, вам понадобится само оборудование и квалифицированные механики прошедшего сертификацию СТО. Либо после самостоятельной установки придется ехать к ним на экспертизу.

Плюсы и минусы перевода на газ автомобиля: Видео

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector