25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром

Какова норма тока утечки аккумулятора автомобиля и как его измерить?

Многие владельцы автомобилей сталкивались с ситуацией, когда с утра не могли завести машину. Причём с вечера все было нормально. Да и сам аккумулятор новый и в исправном состоянии. Причиной здесь может быть ток утечки аккумулятора. Это явление существует на любом автомобиле, но должно укладываться в определённую норму. Если норма тока утечки превышена, то аккумулятор во время стоянки будет разряжаться. В результате вы будете иметь проблемы с запуском двигателя. Пора разобраться из-за чего происходит ток утечки аккумулятора и как привести его к норме.

Причины возникновения тока утечки аккумуляторной батареи

Назначение аккумуляторной батареи заключается в том, чтобы обеспечивать пуск двигателя, и помощь генератору в обеспечении питанием потребителей бортовой сети, если последний не справляется с нагрузкой. Во время поездки АКБ подзаряжается от генератора и возмещает разряд. По идее на стоянке автомобильный аккумулятор не должен терять заряд, но существует ток утечки. Причём в современных авто, где есть множество электроники, ток утечки увеличивается и зачастую превышает норму.

  • изношенная или некачественная проводка, изоляция;
  • неправильное подключение электроники (звуковая система, телевизор и т. п.);
  • грязные, окисленные контакты.

Важно понимать, что ток утечки автомобильного аккумулятора может приводить не только к разрядке аккумулятора, но и к возгоранию проводки. Разряженный аккумулятор – это само по себе неприятно, но если не привести ток утечки в норму, то последствия этого явления будут гораздо хуже.

Поэтому важно обнаружить причину тока утечки и устранить её. Как найти виновника этого явления?

Диагностика и норма тока утечки АКБ

Что потребуется при измерении тока утечки аккумулятора:

  • мультиметр;
  • рожковый ключ на 10;
  • перчатки.

  • для начала выключаете зажигание, вынимаете ключ из замка. Двери в машине закройте, а стекла откройте. При измерении будет отключаться и включаться АКБ. Поэтому может сработать центральный замок. Так, что на всякий случай оставьте доступ в салон;
  • проверьте, чтобы были отключены все потребители тока (обратите внимание на лампочки под капотом, в багажнике, бардачке и т. п.);
  • откройте капот и отключите от аккумулятора минусовую клемму;
  • после этого мультиметр переводим в режим измерения тока и подключаем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом аккумулятора;
  • включаем мультиметр и снимаем показания тока утечки.

Нормой тока утечки считаются значения от 15 до 70 мА. Для современного автомобиля вполне нормальные показатели.

Если в вашем случае ток утечки автомобильного аккумулятора значительно выше, то нужно искать причину этого. Как это сделать?

Подключаете мультиметр, как было сказано выше, и по очереди начинаете вынимать предохранители и реле. Это делается для поочерёдного размыкания цепей в бортовой сети. Когда показания тока утечки придут в норму, значит, вы нашли цепь с проблемным потребителем. Дальше уже нужно более подробно заниматься этим устройством (ремонт, замена).

Ниже можно посмотреть видео об измерении тока утечки автомобильного аккумулятора:

Дополнительная проверка

Может возникнуть ситуация, когда вы проверили ток утечки с извлечением предохранителей, но источник проблемы установить не удалось. Тогда нужно провести проверку мест, которые не защищены предохранителями. Это, к примеру, стартер и генератор. Ведь часто причиной разряда АКБ является некорректная работа генератора, который её просто не заряжает. О норме заряда аккумулятора автомобиля вы можете прочитать в статье по указанной ссылке.

  • выключаем зажигание, вынимаем ключ из замка, гасим все потребители тока в авто;
  • подключаем щупы мультиметра к АКБ (чёрный к минусу, красный к плюсу);
  • переводим мультиметр в режим измерения напряжения;
  • включаем и измеряем напряжение (на полностью заряженной батарее значение равно 12,6─12,9 вольт);
  • затем заводим двигатель, включаем ближний свет фар, печку, обогрев заднего стекла;
  • снова измеряем напряжение на АКБ (в идеале напряжение должно быть 12,8─13,4 вольт. Максимальное значение 14,3 вольт).

На видео показана проверка работы генератора автомобиля

О чём следует помнить?

При проведении профилактических работ с аккумулятором советуем проверять ток утечки автомобильного аккумулятора. На современном автомобиле нормой является значение 15─75 мА при выключенных потребителях бортовой сети.

Если значение тока утечки значительно превышает норму, то как минимум следует обратиться за консультацией к автомобильному электрику. Если у вас есть тестер и навыки обращения с ним, то проблемное устройство или неисправную проводку можно найти самостоятельно. Советуем также прочитать о том, как проверить емкость аккумулятора.

В любом случае ток утечки, превышающий норму, нельзя игнорировать. Ведь это может закончиться не просто севшим аккумулятором, а ещё и возгоранием изношенной проводки. Будьте внимательны и удачи на дорогах! Если у вас есть дополнения или отзывы к статье, пишите их в комментариях ниже.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о причинах тока утечки, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Куда и как утекает ток в автомобиле

Против утечки тока бессильны любые, даже самые новые, самые совершенные и только вчера заряженные аккумуляторы. Они разряжаются из-за всевозможных лазеек, через которые убегает ток. Таких мест можно отыскать в машине великое множество. Периодическая зарядка батареи при наличии утечек лишь немного упрощает жизнь – автомобиль можно заводить и даже ездить, но, увы, не оставлять без движения на длительный срок.

Читать еще:  Сколько масла заливать в трансмиссию нива 21214

Во время простоя машины при выключенном зажигании все работающие потребители получают электроэнергию от штатного аккумулятора. Генератор на заглушенном моторе не работает, а значит, в батарее запас энергии не восполняется. Чем больше энергии расходуют потребители, тем интенсивнее и быстрее батарейка садится. По этой причине почти все потребители во время стоянки машины дезактивируются – поворотом ключа в замке зажигания или кнопкой Stop.

По теме

На всех без исключения современных машинах защита от дурака реализована прямо на конвейере. К примеру, автомобили давно научились оповещать водителей о невыключенных фарах, самостоятельно гасить салонный свет, глушить музыку и даже ставить транспортное средство на охранную сигнализацию. Но полностью проблему не решает даже хитроумная электроника.

Так уж повелось, что отечественные водители не привыкли полагаться на инженеров. Сразу после покупки новенького автомобиля он обычно снабжается целым ворохом дополнительного электронного оборудования – нештатной сигналкой, парктрониками, борткомпьютерами, музыкой, видеокамерами, автономным обогревателем и прочими “плюшками” – разумеется, абсолютно кустарным и варварским способом с грубым вмешательством в бортовую проводку и некачественными соединениями проводов на скрутках. Это – первый и, пожалуй, главный источник проблем. Дополнительные потребители нередко не просто запитываются в обход замка зажигания, но и подключаются откровенно не туда, куда следует.

Сразу оговоримся: небольшой ток утечки в автомобиле есть всегда. Электроэнергию расходуют, к примеру, штатные часы и охранная система, а также блоки управления. Стандартная утечка во-многом определяется уровнем оснащённости конкретной модели. В случае с современными иномарками показатель может доходить до 50-80 мА. Для сравнения, всего одна галогенная фара потребляет около 500 мА. Нештатная сигнализация в активированном состоянии порой может высасывать до 100 мА. В целом же нормальное усреднённое значение тока утечки в “уснувшей” машине – в районе 70 мА.

Проверить уровень утечки тока и найти злостных пожирателей энергии может каждый. Для этого надо всего лишь вооружиться простейшим мультиметром или амперметром и ключом – чтобы открутить минусовую клемму с батареи.

Алгоритм проверки тока утечки очень прост. На мультиметре необходимо установить режим проверки силы тока (показания тока не менее 10 А). Один щуп подключается к минусу аккумулятора, а второй – к снятому с него минусовому разъёму. Теперь остаётся вынуть ключ из замка зажигания, закрыть все двери, проверить, не включен ли салонный свет, зажать концевик охранной системы под капотом и поставить автомобиль на сигнализацию. Спустя несколько минут (обычно не более 15-20) автомобиль полностью “уснёт” и на экране мультиметра установится уровень утечки тока, который многое поведает о состоянии бортовой сети. Если он ниже 80 мА, скорее всего, особых причин для беспокойства нет, если выше – нужно копать дальше и найти проблемный потребитель или брешь в его проводке.

Для этого вам потребуется доступ к блоку предохранителей. Начинать поиск пожирателей электричества лучше всего именно с тех из них, через которые идёт питание на нештатное допоборудование. Последовательно вынимайте и вставляйте обратно предохранители и следите за показаниями мультиметра. На проблемный участок укажет резкое уменьшение тока утечки.

По теме

Наиболее проблемные места, с которых обычно начинают проверку, – это сигнализация, музыка, концевики в дверях, подогревы кресел и стёкол, задние световые приборы. Если обнаружить утечку с помощью размыкания цепей не получилось, виновниками потерь могут быть силовые цепи стартера или генератора.

Куда же девается ток в проблемных цепях? Нередко он тратится на банальный нагрев проводников на участках с плохой изоляцией и на преодоление сопротивления на окислившихся контактах. Повреждение проводки вызывает короткое замыкание, что, в свою очередь, может привести к возгоранию автомобиля.

Бывает, что обнаружить утечку тока несмотря на все старания не выходит. В этом случае виновником проблем может быть генератор. При сильном износе щёточного узла, выходе из строя реле-регулятора или выпрямительных диодов этот компонент перестаёт нормально заряжать батарею. Последней не хватает заряда, возникает отрицательный баланс “заряд/разряд”. Обнаружить поломку генератора несложно: на незаведённой машине на клеммах аккумулятора напряжение обычно составляет 12,6-12,9 В. При работе двигателя на холостом ходу показатель должен подниматься до 12,8-14,3 В при включенных потребителях. Если напряжение ниже – виновник беды найден.

Аккумулятор «помер» за ночь. Что делать?

Опять сел аккумулятор? А нет ли у вас утечки тока? Попробуем найти «виновника» собственными усилиями.

Не выключили!

Простейшие причины утечек тока могут быть вызваны рассеянностью владельца машины. Грубо говоря, он не выключил на ночь внешние световые приборы, а машина, в свою очередь, ничего ему не подсказала.

Бывают и машины с дурной заводской задумкой — вспомнить хотя бы обогрев заднего стекла, цепь питания которого идет мимо замка зажигания.

А еще — дети! Особенно мальчики. Даже в нашем коллективе уже несколько сотрудников по первому зову жены не смогли покинуть дачу, после того как пацаны посидели на водительском месте и покрутили разные ручки, оставив включенными потребители.

Не так подключили

В эпоху повального увлечения автомузыкой многие магнитолы легко высасывали заряд батареи, потому что установщик не удосужился правильно их подключить. А ведь достаточно было пустить один провод питания через замок зажигания.

Второй нештатный похититель электричества — установленная противоугонка. Если до ее установки все было нормально, а затем начались проблемы, то размышлять нечего — пусть уважаемый установщик докажет, что он не верблюд. Справедливости ради отметим, что некоторые охранные системы действительно потребляют под сотню миллиампер, но даже при таком токе за ночь стоянки с батареей ничего не случится.

Читать еще:  Форум лада ларгус в контакте

Наконец, не забывайте про гнездо прикуриватели или розетку — у кого что. Далеко не во всех машинах они обесточиваются при выключенном зажигании. Поэтому случайно забытый подключенный прибор — радар-детектор, регистратор, навигатор и т п. — может высасывать ток, не принося при этом никакой пользы.

А есть ли утечка?

Бывает и так, что никакой утечки нет, а батарея утром — никакая. Такое бывает при наличии отрицательного баланса «заряд/разряд». Если машина постоянно ползает в пробках, пробеги при этом короткие, глушить и пускать мотор приходится часто, а на улице еще к тому же и холодно, то батарея просто не успевает заряжаться до нормального состояния. А потому однажды отказывает. Кроме того, виноватой может быть всё та же автомузыка с киловаттными мощностями на выходе — такие музыкальные монстры потребляют сумасшедшие токи. Но, повторяем, к утечкам тока это не имеет отношения: это уже не утечки, а просто чрезмерное потребление.

Грязные делишки

Причиной настоящей утечки тока может быть то, чего у нас много — грязь, стало быть. Тут лидирует цепь с толстенным стартерным проводом, постоянно живущим в антисанитарных условиях — соль, вода и т.п. Практически те же проблемы могут быть и с проводкой генератора. И не только с проводкой — сам генератор напоминает дуршлаг, сквозь который постоянно фильтруется песко-соляная смесь, которой посыпают дороги. Поверхность батареи также редко бывает чистой: кулоны любят убегать по таким электропроводным участкам в «никуда». Заметим, что изношенная проводка с дрянной изоляцией способна порождать не только утечку, но и возгорание. Однако не будем о страшилках.

Как обнаружить неисправность?

Мультиметр

Машина чистая, сигналка и музыка в порядке, а батарея все-таки разряжается каждую ночь? Значит, пора хватать амперметр. Амперметр в чистом виде — это сегодня уже редкость, но переключить мультиметр в режим измерения тока несложно.

Мультиметр

Отсоединяем провод от минусовой клеммы батареи и подключаем мультиметр в образовавшийся разрыв. Двигатель, естественно, должен быть выключен. Прибор при этом тут же оживет и покажет величину тока, потребляемого машиной на стоянке.

Мультиметр

Если машина, как говорится, «голая» — без сигналок, «музыки» и др., то ток потребления не должен превышать 70–80 мА.

Мультиметр

Как только мультиметр отреагирует резким снижением показаний тока, виновник найден. Остальное — дело техники. Само собой, каждый предохранитель после проверки цепи следует тут же возвращать на место. Номиналы у них разные, а потому простая замена одного на другой недопустима.

А если не получается?

Если предохранители кончились, а мультиметр ничего не отловил, то остаются только силовые цепи, не защищенные ничем. Как правило, это стартер, генератор и система зажигания.

Предохранители

Особняком стоят сигналка и «музыка». Нужно ли «копаться» дальше — решайте сами. Если устранить утечку тока своими силами не позволяет квалификация и опыт, лучше отправиться на сервис. Теперь даже нечистый на руку сервисмен не сможет вас одурачить, ведь причина утечки вам уже известна.


  • Утечка тока в автомобиле: проверка мультиметром

    Любой автомобиль, как отечественный, так и иностранного производства, оснащен определенным набором штатного и нештатного электрооборудования. При этом в процессе эксплуатации достаточно часто можно столкнуться с такой проблемой, как разряженный аккумулятор.

    Как правило, в этом случае владельцы начинают сразу проверять именно АКБ и состояние батареи, диагностируют реле регулятор, генератор и т.д. Однако не все знают, что также источником проблем может быть не сама АКБ и системы для заряда, а утечка тока в автомобиле.

    По этой причине важно знать, как проверить утечку тока на машине, чтобы точно определить, что именно утечка тока разряжает аккумуляторную батарею. Далее мы рассмотрим, почему возникает утечка тока в автомобиле, как проверить ток утечки прямо на месте, а также что делать, если АКБ разряжается без других видимых причин.

    Почему АКБ разряжается без видимых причин

    Начнем с того, что причин, по которым возникает утечка тока, достаточно много. На деле, проявляется данная проблема в виде банального разряда аккумулятора. Фактически, после небольшого простоя автомобиля водитель обнаруживает, что АКБ разряжена.

    В одних случаях стартер будет крутить двигатель, но слабо. В других можно столкнуться с тем, что стартер щелкает, но двигатель не крутит. Бывает и так, что аккумулятор разряжается полностью, то есть отключается сигнализация, а машину даже не удается открыть при помощи центрального замка.

    Вполне очевидно, что эксплуатация в данном случае сильно осложняется, так как можно попросту не завести двигатель или не открыть машину. Особенно это актуально в зимний период, когда АКБ и так находится в тяжелых условиях по причине низких температур.

    Как многие ошибочно полагают, все дело в аккумуляторе и его заряде. Однако часто бывает так, что АКБ полностью заряжена и 100% работоспособна, генератор нормально заряжает батарею, однако все равно имеет место быстрый и глубокий разряд.

    Естественно, проблему нужно решать, так как частые разряды аккумулятора могут стать причиной заметного уменьшения ресурса или полного выхода АКБ из строя. Так или иначе, потребуется проверка бортовой системы автомобиля.

    Ток утечки в автомобиле: что нужно знать

    Если рассматривать ток утечки, нужно учитывать, что данное явление в большей или меньшей степени присутствует на многих авто. Это зависит как от конструктивных особенностей, так и от особенностей установки различного дополнительного оборудования.

    Читать еще:  Схема подключения саба к магнитоле

    Например, на многих моделях ВАЗ токи утечки большие изначально. Дело в том, что система питания на некоторых моделях отечественных автомобилей не до конца продумана, большое количество потребителей не отключаются после того, как водитель вынимает ключ из замка зажигания.

    В результате потребители расходуют заряд, даже когда машина стоит закрытой. Конечно, в новых моделях (например, Лада Веста), такую проблему устранили, однако наличие дополнительных устройств и нештатного оборудования все равно может приводить к тому, что подобные решения «высаживают» аккумулятор. Основная причина — если установить те или иные устройства неправильно, высоки риски расхода заряда АКБ даже после отключения устройства. Давайте разбираться.

    – Прежде всего, причины утечки тока могут быть связаны как со штатным, так и нештатным оборудованием. Другими словами, выйти из строя или работать со сбоями может: генератор, стартер, аудиосистема, штатная сигнализация и т.д. Часто проблемы возникают и с проводкой.

    Как правило, проблемы со стартером (например, стартер с подклинивающим подшипником) выражаются не только в том, что стартер плохо крутит. В подобной ситуации данное устройство будет сильно разряжать АКБ при каждом запуске двигателя.

    Если поездки короткие, то от генератора восстановить заряд попросту не удастся. Само собой, через несколько запусков двигателя с неисправным стартером аккумулятор будет разряжен.

    Однако на практике такие проблемы чаще возникают на старых авто или машинах с большим пробегом, агрегаты и узлы которых достаточно сильно изношены.

    – Что касается более «свежих» или полностью исправных авто, в этом случае обычно имеют место утечки тока по причине установки стороннего оборудования. Например, АКБ может сильно разряжать сигнализация или охранный комплекс, ЦЗ, магнитолы, усилители, сабвуферы, видеорегистраторы, GPS навигаторы, различные подогревы, подключенные зарядные устройства для всевозможных девайсов и т.п.

    При этом важно понимать, что игнорировать проблему нельзя. Глубокий разряд АКБ выведет из строя даже новую батарею! Дело в том, что чаще всего используются кислотные аккумуляторы с электролитом из серной кислоты и дистиллированной воды. Так вот, серная кислота во время разряда в виде солей оседает на пластинах, соли превращаются в кристаллы и не растворяются.

    Результат — падение емкости аккумулятора в несколько раз, понижение пускового тока и потеря работоспособности. Получается, нельзя допускать глубокого разряда АКБ, чего невозможно добиться при утечке тока.

    Какая утечка тока является нормой

    В автомобиле есть большое количество различных потребителей электроэнергии (сама проводка, реле, различные контроллеры и т.д.). Также «минус» АКБ прикручен к кузову (масса). Сам кузов имеет статическую энергию, что также приводит к утечке.

    Так или иначе, но утечка тока будет даже на полностью исправно авто. Главное, чтобы она укладывалась в допустимые значения. Обратите внимание, показатели для разных машин будут отличаться (в зависимости от размеров автомобиля, его оснащения и т.д.) Нормой можно считать малую утечку тока от 15 до 75 или даже 80 мА. Обычно, в среднем, утечка составляет около 40 миллиампер.

    Если же ток утечки в несколько сотен миллиампер или даже в амперах, тогда необходимо проводить диагностику, так как в данном случае такой ток утечки явно говорит о проблемах.

    Как проверить утечку тока своими руками и устранить проблему

    Итак, если новый аккумулятор разрядился очень сильно, тогда высока вероятность сильной утечки тока. Теперь рассмотрим, как проверить ток утечки.

    Для диагностики нужен тестер-мультиметр. Также потребуется иметь ключ (на 8 или на 10) для откручивания клеммы АКБ. Проверка утечки тока мультиметром выполняется следующим образом:

    – сначала следует открутить минусовую клемму аккумулятора;

    – далее клемму нужно снять, перевести тестер в режиме измерения тока (замерить амперы);

    – теперь контакты мультиметра ставятся в разрыв между клеммой и контактом аккумулятора;

    На приборе можно увидеть показания, которые позволят определить утечку. Если они укладываются в норму (до 80 миллиампер), тогда нет причин для беспокойства. Если же утечка сильная, нужно проверять бортовую сеть и оборудование.

    В рамках диагностики нужно знать, как найти утечку тока в автомобиле. Зачастую, утечка может быть вызвана магнитолой или сигнализацией. Также «тянуть» ток могут и другие устройства.

    Для определения нужно двигаться методом исключения, отключая поочередно устройства (отсоединяя их от цепи). Параллельно после отключения каждый раз замеряется ток утечки. Как только значение нормализуется, источник найден.

    Однако бывает и так, что все устройства отключены, однако утечка тока все равно высокая. В этом случае может выйти из строя генератор, стартер, реле и т.д. Также бывает сложно самому отключить от цепи сигнализацию для точной проверки.

    В этом случае лучше сразу посетить автоэлектрика. В противном случае есть риски вывести из строя АКБ, что потребует дополнительных расходов на замену аккумулятора.

    Что в итоге

    Как видно, утечка тока является достаточно распространенной проблемой и может быть вызвана разными причинами. Однако на практике чаще всего к утечкам приводит неправильное подключение нештатного оборудования «напрямую».Зачастую, при таком подключении то или иное устройство даже в отключенном состоянии может потреблять электричество, разряжая АКБ.

    По этой причине отметим, что любые подключения оборудования к бортовой сети автомобиля должны выполняться правильно (например, через замок зажигания). Также лучше доверять подобные работы только опытным и квалифицированным специалистам.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: