Радиатор печки с вентилятором
Как выбрать радиатор отопителя
Автомобильный радиатор отопителя (англ.: heater core), он же печка, выполняет ту же задачу, что и любой другой обогреватель – повышение температуры воздуха в некотором пространстве. В случае автомобиля речь идет о пространстве салона. Кроме того, печка предотвращает запотевание стекол. За минимальную комфортную температуру обычно принимают +16°C. В норме печка повышает температуру воздуха в салоне до такого показателя при наружной температура до -25°C. Но как работает печка автомобиля, какие неисправности для нее характерны и как устроен радиатор отопителя? Со всеми этими вопросами разбирается Avto.pro , крупнейшая онлайн-площадка торговли автомобильными комплектующими без посредников.
Принцип работы печки
Процесс перенесения теплоты от некоторого горячего жидкого, твердого газообразного тела другому телу напрямую или через прослойку из твердого материала называется теплопередачей. В автомобильных отопителях процесс теплопередачи реализован так: внутрь радиатора (полое изделие из твердого материала) попадает горячая жидкость, тепло от которой проходит через стенку радиатора наружному воздуху . Все, как и в обычных бытовых радиаторах. Вопрос лишь в том, как реализован подвод горячего жидкого тела и как рассеивается теплота.
В стандартных печках радиатор обдувается естественным образом и при помощи вентилятора . Радиатор имеет множество ячеек – это позволяет увеличить площадь теплообмена без серьезного наращивания площади самого устройства. Внутри радиатора находится горячий тосол, получивший теплоту от двигателя. Напоминаем, что жидкостная система охлаждения двигателя основана на принципе забора теплоты от работающего силового агрегата посредством специальной охлаждающей жидкости. Нагретую жидкость все равно придется охладить, однако в норме теплота уходит в окружающую среду. Ее можно использовать с пользой. Например, выводит теплоту в салон автомобиля. Именно это и делает отопитель.
Другие виды обогревателей салона
Запчасти на proton saloon
Запчасти на hafei princip
Выше был указан принцип работы отопителя . Для него мы взяли т.н. жидкостную печку, т.е. использующую теплоту нагретой охлаждающей жидкости (антифриза). Однако обогрев салона можно реализовать и другими способами. Чаще всего в транспортных средствах встречаются именно жидкостные отопители, но существуют и такие:
- Электрические воздушные;
- Электрические жидкостные.
Воздушные отопители работают так: воздух подается в специальную камеру, снабженную чем-то вроде калорифера ( электрического нагревателя ), где нагревается, а затем выводится в салон. Подобный отопитель обычно является дополнительным. Его часто можно видеть в салонах большегрузных автомобилей и микроавтобусов. Он может работать совместно со штатным обогревателем. Основные преимущества: простота монтажа, небольшие размеры, средняя теплопроизводительность. Нормально обогревать весь салон с помощью всего одной такой печки практически невозможно. Электрические жидкостные обогреватели работают почти так же, как и воздушные. Разница лишь в том, что основным носителем теплоты в таком устройстве является обычная вода. Воздух, подводимый в салон, проходит через бак с калорифером, который нагревает воду до достаточно высокой температуры. Фактически, именно этот бак и является радиатором печки. Теплопроизводительность обогревателя относительно невелика .
Типы радиаторов по характеристикам
Основой любого отопителя является радиатор. Далее мы будем говорить о радиаторах стандартных систем отопления салона, т.е. не об электрических жидкостных / воздушных отопителях, а штатных жидкостных. Радиаторы стандартных систем могут быть выполнены из таких материалов:
Стандартным материалом радиатора печки до недавних пор была медь. К несчастью, это дорогостоящий материал, так что его используют все реже. Основным его достоинством является высокий коэффициент теплопередачи . Это означает, что стенка радиатора из меди эффективнее любых других материалов передает теплоту окружающему воздуху. К тому же, такие радиаторы легко ремонтировать. Устранить утечку тосола из медного радиатора можно даже в обычных условиях без применения дорогостоящих инструментов и радиаторов.
Алюминий – материал более дешевый и более легкий. Он уступает меди в коэффициенте теплопередачи. Алюминиевые изделия также сложны в ремонте. Следствие последнего является то, что подтекающий радиатор иногда проще заменить новым , чем производить ремонт. К счастью, в пользу такого решения говорит доступные цены на запчасти.
Принято считать, что основной характеристикой радиатора является не столь его материал, сколько форма трубок. Напоминаем, что эффективность передачи теплоты зависит от площади теплопередачи. В случае радиаторов речь идет о совокупной площади трубок, по которым течет теплоноситель. Трубки можно сделать более толстыми или длинными, однако в силу ограничений по габаритам радиаторов , в таком не всегда есть мысл. Другое дело – изменение формы трубок. Они могут быть:
Радиаторы с круглыми трубками относительно дешевы в производстве. Вместе с тем, круглое сечение трубок означает, что их площадь будет близка к минимально возможной. Радиаторы отопителей с круглыми трубками имеют невысокий КПД . Решить эту проблему позволяет установка т.н. завихрителей, которые позволяет «выжать» максимум из радиатора. Более совершенными являются плоские трубки. Они имеют большую площадь контакта с окружающим воздухом, а значит, могу обеспечить лучшую производительность радиатора. Конфигураций установки трубок может быть две:
Двухрядные радиаторы, как можно понять из названия, имеют трубки, расположенные в два ряда. В трехрядных радиаторов рядов будет три. Двухрядный вариант может похвастать компактностью, однако его производительность относительно невелика. Трехрядные радиаторы намного эффективнее , но дороже в производстве. Кроме того, они имеют большие габариты, что может быть критичным при установке такого радиатора в некоторые модели авто. Принцип работы радиаторов вне зависимости от материала, формы и конфигурации трубок будет одинаковым.
Подробнее о работе отопителя салона и интенсификации теплообмена
Как стало ясно из вышеописанного, радиатор печки представляет собой теплообменник из нескольких параллельно установленных трубок, по которым течет горячий тосол. Трубки связаны между собой специальными пластинами, иначе называемыми ребрами. Именно пластины позволяет интенсифицировать теплообмен – они образуют соты, увеличивающие площадь контакта горячего радиатора с воздухом. Наращивание числа трубок и пластин позволяет серьезно увеличить производитель отопителя. Так она будет упираться только в температуру рабочего тела (антифриза), эффективность обдува, площадьи разницу температур между температурами воздухами салона и рабочего тела.
К радиатору крепят три бачка: впускной, выпускной, а также бачок возврата. Как несложно догадаться из названия, во впускной бачок поступает горячая охлаждающая жидкость, которая затем поступает в сам теплообменник . Выпускной бачок берет на себя задачу сбора жидкости, которая уже прошла по трубкам, и ее вывода из отопителя. Бачок возврата являкется опциональным элементом системы. Он собирает жидкость и разворачивает ее, направляя по второму ряду трубок. Число таких бачков соответствует числу рядов трубок . Расположения патрубков будут таких:
- Двухрядные радиаторы отопителя: впуск и выпуск находятся с одной стороны;
- Трехрядные радиаторы отопителя: впуск и выпуск находятся с разных сторон.
Если радиатор имеет круглые трубки, то на нем будет расположен упомянутый в предыдущем разделе завихритель , иначе называемый турбулизатором. Это набор пластиковых спиралей, который вставлены прямо внутрь трубок. В народе их еще называют лапшой. За счет таких спиралей поток жидкости завихряется, что позволяет увеличить объем контактирующего с внутренней поверхностью стенок антифриза, тем самым улучшая теплообмен без существенного изменения площади радиатора. Завихрители могут повысить эффективность отопителя не более чем на 30% в наилучших условиях. По мере повышения оборотов двигателя завихрители становятся все менее эффективными.
Неисправности радиаторов отопителя
Если вы знакомы с неисправностями радиаторов охлаждения двигателя, о которых мы писали в данном материале , то вы уже знаете, что может случиться и с радиатором отопительной системы автомобиля. Речь идет о таких неисправностях:
- Пробой и утечка антифриза;
- Внешнее засорение;
- Сильное засорение каналов.
Со временем каналы любого радиатора засоряются, но вот если фактический диаметр внутренних отверстий падает до критически низкого уровня, радиатор перестает работать как нужно. Как показывает практика, радиатор течет раньше, чем засоряется. К счастью, его можно прочистить при помощи специальной химии. Если проблему игнорировать, эффективность работы самого радиатора снизится – вентилятор, заслонки и т.п. продолжат работать как надо.
Утечка антифриза, вызванная пробоем радиатора, является частой неисправностью радиатора отопителя . В большинстве случаев утечки возникают в местах припайки трубок к бачкам, в местах соединения патрубков с бачками и в самих трубках. При получении сильного удара пробой возникнет и на самом радиатора. Как правило, в его нижней части – средняя и верхняя достаточно хорошо защищены от внешних воздействий деталями авто, расположенным в подкапотном пространстве. Радиатор с дефектом можно отремонтировать, но иногда его проще заменить полностью. Также отметим, что разрыв трубок может наблюдаться в неправильно подобранных радиаторах. Причиной разрыва является высокий уровень давления антифриза, на который не рассчитано изделие.
Наконец, самая частая неисправность радиатора отопительной системы авто – внешнее засорение. Особенно быстро засоряется пространство между сотами. Основные загрязнители : пыль, песок и пух. Чем больше загрязнителей, тем хуже теплоотдача. Соответственно, радиатор не может на должном уровне передавать теплоту в окружающей среде (и салону). Устройство необходимо чистить с определенной периодичностью – хотя бы раз в 50-60 тысяч километров пробега. Это позволит поддерживать его теплопроизводительность на должном уровне.
Выбор нового радиатора
Подобрать подходящий радиатор отопителя не очень сложно. Сегодня на вторичном рынке можно найти множество радиаторов-аналогов, совместимых с вашим автомобилем. Исключение: новые модели авто, для которых пока не выпускают неоригинальные комплектующие . Главное требование к изделию: полно или частичное (в меру свободного пространства под капотом) соответствие геометрии и положения бачков. Вот основные варианты поиска:
- Поиск по VIN-коду транспортного средства;
- Поиск по параметрам транспорта (марка, модель + год выпуска, опционально параметры агрегатов).
Проще всего вести поиск по параметрам автомобиля. Именно такой вариант реализован во всех крупных онлайн-магазинах и маркетплейсах. Вероятность купить неподходящее изделие тем меньше, чем лучше проработана кросс-база подобного ресурса. Однако искать радиатор можно также и по его параметрам. Обращать внимание стоит на:
- Количество пластин + плотность их компоновки (последнее обычно не указывается в параметрах – придется смотреть самому);
- Прочность пластин (зависит от их количества, компоновки и материала);
- Наличие завихрителей (в случае радиаторов с круглыми трубками);
- Принципиальная конструкция: сборная или паяная;
- Общая геометрия и положение бачков.
Вам придется сравнивать имеющийся радиатор с аналогом. Если хотите сэкономить, подберите недорогой алюминиевый радиатор без завихрителей. Если же вы заинтересованы в максимально производительном устройстве, то отдавайте предпочтение сборному медному изделию с максимальным числом круглых трубок и завихрителем. Проверить наличие последних очень просто – потрясите радиатор и если вы услышите характерный стук внутри трубок , завихрители имеются. Также обратите внимание на фирму-производителя. Достойна внимания продукция следующих фирм:
Не самые плохие варианты можно у российского Luzar (берите только изделия из меди), китайского SAT (изучайте на предмет несоответствия геометрии) и немецкого Febi-Bilstein . В случае последнего стоит выяснить, где именно был производен радиатор, а также внимательно осмотреть изделие. К несчастью, в страны Восточной Европы большинство европейских упаковщиков поставляет продукцию по остаточному принципу, т.е. на выбор нашего автолюбителя предлагают недорогую продукцию с высоким процентом брака, тем временем как европейского клиента балуют хорошим «заводским Китаем».
Вывод
Радиатор отопителя – важнейший элемент климат-системы любого автомобиля. За счет работы радиатора в салоне транспортного средства должно быть тепло даже в самый сильный мороз. К несчастью, радиатор – штука довольно капризная. Она не рассчитана на продолжительную эксплуатацию в тяжелых условиях, как-то при сильных вибрациях и высоком риске загрязнения. Однако именно такие условия и предусматривает эксплуатация в автотранспорте. Рано или поздно даже самый надежный радиатор выходит из строя и владельцу авто приходится подбирать замену. К несчастью, практически все теплообменники со вторичного рынка сильно уступают оригиналам в качестве исполнения. Автолюбителю придется выбирать между плохим, удовлетворительным и, в целом, достойным вариантом для замены. Последний можно найти в каталогах указанных в предыдущем разделе фирм. Желающие сэкономить могут подобрать аналог от упаковщика – он прослужит всего несколько лет и не сможет поддерживать максимальную температуру в салоне, однако будет стоит недорого.
Радиатор отопителя: источник тепла в салоне
В каждом автомобиле есть одна важная деталь, обеспечивающая комфорт — отопитель, или попросту говоря, печка. Тепло для отопления салона отбирается от двигателя с помощью радиатора отопителя — об этой детали, ее назначении, устройстве и работе, а также о неисправностях и ремонте читайте в данной статье.
Устройство отопителя (печки) салона автомобиля
Первые автомобили предлагали своим водителям минимум комфорта — в те далекие времена сама возможность перемещаться без помощи лошадей была в новинку, и о комфорте думать не приходилось. Но с течением времени автомобили становились совершеннее, и инженеры стали уделять внимание не только техническим характеристикам транспортных средств, но и вопросам комфорта водителя и пассажиров. Поэтому сначала машины обзавелись закрытыми кузовами, защищающими от непогоды, а позднее — отопительными приборами, которые обеспечивали комфорт при езде в холодное время года.
Современный автомобиль представить без печки (отопителя) уже невозможно, особенно если автомобиль эксплуатируется в России. Наличие отопителя стало стандартом, эта функция на большинстве автомобилей предлагается по умолчанию.
На сегодняшний день в легковых и грузовых автомобилях, а также в небольших автобусах (ПАЗ, старых ЛАЗ и им подобных) используются отопители, отбирающие тепло от двигателя, и именно об этих наиболее распространенных печках пойдет речь дальше. В городских автобусах с задним расположением двигателя для обогрева салона чаще используются электрические отопители — здесь мы о них говорить не будем.
Типичный отопитель имеет несложную конструкцию. Он состоит из радиатора, соединенного с системой охлаждения двигателя, вентилятора, обеспечивающего обдув радиатора, системы воздуховодов, обеспечивающих подачу нагретого воздуха в салон, и ряда приборов управления и контроля. Компоненты отопителя устанавливаются под передней панелью салона автомобиля, либо, если речь идет об автобусе, в моторном отсеке.
Работает отопитель следующим образом. Охлаждающая жидкость из водяной рубашки двигателя поступает в радиатор отопителя, нагревая его. Тепло от радиатора отбирается потоком воздуха, который создается вентилятором. Далее этот поток нагретого воздуха по воздуховодам поступает в салон. Управление печкой производится изменением частоты вращения вентилятора, положением заслонки подачи на радиатор наружного воздуха, положением заслонок и жалюзи в воздуховодах под передней панелью и в салоне.
Основным компонентом автомобильного отопителя является радиатор.
Назначение радиатора отопителя и его место в системе обогрева салона
Радиатор отопителя — это обычный теплообменник, который обеспечивает передачу тепла от теплоносителя к окружающему воздуху. Данный радиатор аналогичен основному радиатору системы охлаждения двигателя, он имеет ту же схему подключения и принцип работы.
Для функционирования отопителя необходим постоянный нагрев радиатора — это достигается его подключением к жидкостной системе охлаждения двигателя. Радиатор отопителя подключается к системе параллельно основному радиатору, для этого в выпускном патрубке двигателя или корпусе термостата, а также в подводящей трубе помпы предусмотрены специальные штуцеры — к ним присоединяются шланги для подачи и отвода охлаждающей жидкости.
Важно отметить, что радиатор отопителя включен в первый (малый) контур системы охлаждения двигателя, в то время, как основной радиатор охлаждения двигателя находится во втором (большом) контуре. То есть, при запуске холодного двигателя теплоноситель проходит только по водяной рубашке двигателя и радиатору отопителя, но не поступает в основной радиатор. Такое подключение дает возможность обогревать салон сразу после запуска двигателя.
Как и в основном радиаторе системы охлаждения, в радиаторе отопителя предусмотрена возможность подключения пароотводящей трубки, соединенной с расширительным бачком. Через данную трубку от радиатора отопителя отводится перегретая вода и пар в случае чрезмерного роста температуры.
Кстати, а почему нельзя обогревать салон автомобиля тем теплом, что выделяется на основном радиаторе охлаждения двигателя? Ведь это тепло — даровое, и оно бесполезно уходит в атмосферу, хотя можно было бы использовать для отопления. Все дело в том, что воздух, проходящий через основной радиатор, загрязнен пылью и различными примесями, и его подача в салон будет наносить вред. Наличие отдельного отопителя со своим радиатором и вентилятором позволяет использовать фильтр для очистки воздуха, а также легко регулировать температуру воздуха и интенсивность его нагрева. Все это можно было бы реализовать и на основе радиатора охлаждения двигателя, однако такой отопитель имел бы более сложную конструкцию и меньшую эффективность работы.
Типы радиаторов отопителя
Все радиаторы отопителя можно разделить на несколько типов по ряду характеристик.
По материалу изготовления существует два типа радиаторов:
Радиаторы из меди — это классическое решение, которое сегодня используется все реже. Дело в том, что медный радиатор имеет гораздо более высокую стоимость, а большинство современных автомобилей проектируются и производятся исходя из соображений достижения минимальной себестоимости. Однако медные радиаторы имеют два неоспоримых преимущества — они обладают лучшей теплоотдачей и легко поддаются ремонту (при возникновении утечки такой радиатор можно запаять даже в домашних условиях).
Алюминиевые радиаторы обладают гораздо более доступной стоимостью, а также имеют низкий вес. Однако радиаторы из алюминия хуже противостоят механическим повреждениям и крайне сложно поддаются ремонту — восстановить его можно только с применением специального инструмента и расходных материалов. Поэтому иногда проще купить новый алюминиевый радиатор, чем ремонтировать старый.
По форме трубок радиаторы делятся на два вида:
• С круглыми трубками;
• С плоскими (сплющенными) трубками.
Радиаторы с круглыми трубками наиболее просты в изготовлении и имеют низкую стоимость, однако они обладают относительно небольшой площадью поверхности, а значит, и меньшей эффективностью. Поэтому в таких радиаторах зачастую применяются специальные меры для повышения их КПД (например — установка завихрителей).
Радиаторы с плоскими трубками имеют большую площадь поверхности и, как следствие, лучшую эффективность работы. Однако это достигается усложнением и удорожанием конструкции.
Наконец, радиаторы отопителя можно разделить на две группы по плотности установки трубок:
• Двухрядные радиаторы;
• Трехрядные радиаторы.
В двухрядных радиаторах трубки, как понятно из названия, установлены в два ряда, в трехрядных — в три ряда. Двухрядные радиаторы имеют меньшие габариты (небольшую толщину), однако за счет меньшего объема подводимая охлаждающая жидкость успевает отдать меньше тепла за единицу времени. В трехрядных радиаторах единовременно находится больше охлаждающей жидкости, которая проходит более длинный путь, поэтому они работаю эффективнее.
Все радиаторы отопителя, независимо от типа и назначения, имеют принципиально одинаковое устройство.
Устройство и работа радиатора отопителя
Основу радиатора печки составляет теплообменник — система параллельно установленных трубок, связанных рядом поперечных пластин (или ребер). Пластины образуют так называемые соты, имеющее большую площадь поверхности, что необходимо для более эффективного отвода тепла. Количество трубок и пластин, их взаимное расположение и плотность выбираются таким образом, чтобы обеспечивать максимально эффективную отдачу тепла при минимальном сопротивлении проходящего через всю эту конструкцию воздуха.
Справа и слева к теплообменнику монтируется три бачка — впускной, выпускной и бачок возврата. Впускной бачок соединен с впускным патрубком, в него подается горячая охлаждающая жидкость от двигателя и распределяется по трубкам теплообменника. Выпускной бачок собирает жидкость, прошедшую по всем трубкам, и выводит ее в выпускной патрубок. Бачок возврата необходим для разворота потока охлаждающей жидкости, прошедшей через первый ряд трубок теплообменника, и направления ее во второй ряд трубок.
В двухрядных радиаторах предусмотрен один впускной и один выпускной бачок, они расположены с одной стороны теплообменника, так как охлаждающая жидкость проходит через первый ряд трубок и возвращается через второй. Бачок возврата в таком радиаторе один, он установлен с обратной стороны от впускного и выпускного бачков.
В трехрядных радиаторах также по одному впускному и выпускному бачку, и два бачка возврата (так как здесь поток жидкости дважды меняет свое направление). При этом впускной и выпускной бачки расположены с противоположных сторон теплообменника, рядом с ними находятся и бачки возврата.
Именно расположение бачков и патрубков помогает быстро различать двухрядные и трехрядные радиаторы:
• У двухрядных впускной и выпускной патрубки находятся с одной стороны теплообменника;
• У трехрядных впускной и выпускной патрубки расположены с противоположных сторон теплообменника.
В радиаторах с круглыми трубками теплообменника есть еще одна деталь — турбулизаторы (или завихрители), улучшающие теплообмен между охлаждающей жидкостью и стенками трубок при работе двигателя на холостом ходу. Турбулизаторы представляют собой пластиковые спирали, вставленные внутрь трубок (их за характерную форму часто называют лапшой). Благодаря турбулизаторам, в потоке жидкости образуются завихрения (турбулентные потоки), значительно увеличивающие объем жидкости, контактирующей с внутренними стенками трубок. В среднем, завихрители на треть повышают эффективность работы печки на холостом ходу двигателя, однако на более высоких оборотах эти детали практически не улучшаю работу радиатора.
Радиатор отопителя устроен крайне просто, однако и в нем могут возникать различные неисправности.
Неисправности радиаторов и способы их устранения
Для радиаторов отопителя характерны три типа неисправностей:
• Засорение каналов;
• Утечка;
• Засорение сот.
Наиболее серьезной неисправностью является утечка, возникшая вследствие механического повреждения (из-за удара или вибраций) или коррозии. Наиболее часто утечка возникает в местах соединения (припайки) трубок теплообменника к бачкам, однако трещины или пробоины могут возникать в трубках, бачках, в месте соединения патрубка с бачком и т.д.
Если утечка возникла в медном радиаторе, то проблема решается быстро и с небольшими затратами — радиатор необходимо просто снять и запаять. Если же потек алюминиевый радиатор, то в большинстве случаев (особенно есть речь идет об отечественном автомобиле) проще и дешевле купить новый радиатор. Алюминиевый радиатор можно запаять или заварить, но стоимость этой работы может быть равноценна покупке нового радиатора, а утечка может вскоре возобновиться.
Засорение каналов радиатора происходит не сразу, а постепенно, и нередко радиатор быстрее успевает потечь, чем засориться до полной непроходимости. О засорении радиатора свидетельствует ухудшение работы отопителя без каких-либо изменений со стороны других компонентов — вентилятора, заслонок и т.д. Отложения на внутренних стенках трубок теплообменника не дают жидкости полностью отдать тепло, а также снижают объем жидкости, проходящий через радиатор за единицу времени. Эту проблему можно попробовать решить с помощью специальных средств для очистки системы охлаждения двигателя, однако они не всегда работают с достаточной эффективностью. Поэтому, как и в случае утечки, засорившийся радиатор проще заменить.
Наиболее просто решается проблема с внешним засорением радиатора. Несмотря на наличие салонного фильтра, на радиаторе с течением времени осаждается пыль и иные загрязнения, которые уменьшают проходимость сот и площадь ребер. Также засорение сот может происходить вследствие неграмотного применения чистящих средств для отопителя, либо при использовании некачественных средств данного типа. Неисправность устраняется простой чисткой радиатора, однако в большинстве автомобилей проведение этой несложной операции может потребовать немалых затрат времени и сил — обычно радиатор расположен в труднодоступном месте, и чтобы подобраться к нему, приходится практически полностью разбирать переднюю панель (торпедо) и снимать множество деталей.
Таким образом, в большинстве случаев автовладельцу приходится покупать и ставить новый радиатор отопителя. И здесь очень важно не ошибиться с выбором.
Рекомендации по выбору нового радиатора отопителя
Главное правило выбора нового радиатора отопителя очень простое — нужно использовать только оригинальный радиатор того же типа, что был установлен на автомобиле заводом-производителем. Однако здесь возможны исключения. Например, зачастую вместо алюминиевых радиаторов ставятся медные, что значительно улучшает работу отопителя, повышает его долговечность и ремонтопригодность.
При выборе радиатора нужно обращать внимание на три вещи:
• Количество пластин и плотность их установки;
• Прочность пластин;
• В радиаторах с круглыми трубками — наличие или отсутствие завихрителей.
У качественных радиаторов пластин много и установлены они плотно, в низкокачественных радиаторах пластин меньше, а расстояние между ними больше. Сам же пластины в качественных радиаторах имеют высокую прочность, они деформируются только при относительно сильных ударах. В некачественных радиаторах пластины зачастую мнутся от простого надавливания пальцами — легко представить, как ухудшатся характеристики такого радиатора во время его установки и подключения.
Для проверки наличия турбулизаторов нужно потрясти радиатор — если турбулизаторы есть, то они с отчётливым стуком будут биться о стенки трубок. Если же завихрители так себя не обнаруживают, то их может и совсем не быть — такое характерно для самых дешевых радиаторов, зачастую имеющих сомнительное происхождение. Однако такой способ не всегда позволяет узнать правду, сегодня турбулизаторы часто производятся из мягких материалов, и они просто не издают заметного стука при ударе о стенки трубок.
При правильном выборе радиатор отопителя будет обеспечивать салон автомобиля теплом даже в самые сильные морозы без риска поломки. А так как в нашем климате езда без печки зимой чревата самыми серьезными проблемами (в первую очередь — для жизни и здоровья человека), то выбору и покупке радиатора отопителя нужно уделять самое серьезное внимание.
Радиатор печки (салонного отопителя): как устроен и какие неисправности случаются
На сегодняшний день значение комфорта при езде на любом виде транспорта трудно переоценить. Если раньше водителю приходилось мерзнуть в машине во время путешествия даже под закрытым кузовом, то сейчас радиатор отопителя является обязательной деталью любого автомобиля. Это касается не только легкового, но и грузового транспорта, ведь каждому человеку необходимо чувствовать себя комфортно и обезопасить себя от пагубного воздействия холода.
Отопительный прибор в автомобиле стандартной комплектации имеет довольно примитивное строение. Он состоит из радиатора охлаждения, подключенного к охладительной системе двигателя, по которой течет охлаждающая его жидкость. В систему включен также вентилятор, обдувающий все это устройство, включая воздуховоды, по средствам которых идет подача нагретого воздуха в салон машины.
Все детали отопительного устройства установлены под передней панелью салона легкового и грузового автомобиля. Работа системы обусловлена следующими процессами:
- поступление жидкости, предназначенной для охлаждения двигателя, в радиатор;
- нагрев радиатора;
- вентилятор создает воздушный поток, отбирающий тепло у представленного устройства;
- управление интенсивностью нагрева осуществляется путем изменения значения частоты вращения вентилятора и положением заслонок.
Все они контролируются приборами или непосредственно водителем. Он может настроить идеальный микроклимат внутри салона своей машины для любого времени года. Тем более, что сделать это в современных моделях автотранспорта не представляет особого труда.
Функции радиатора и его значение в отопительной системе автомобиля
Радиатор печки автомобиля представляет собой классический теплообменник, обеспечивающий эффективную передачу тепловой энергии от теплоносителя непосредственно в салон. Принцип работы и схема подключения представленного устройства аналогичны обычному радиатору для двигателя. Изделия имеют похожее строение и принципы работы.
Для корректного функционирования отопителя, необходимо, чтобы изделие постоянно нагревалось. Это достигается, благодаря подключению изделия к системе охлаждения двигателя. Радиатор печки должен подключаться параллельно основному радиатору по средствам специальных штуцеров, предусмотренных на выпускном патрубке двигателя, подводящей трубе помпы и корпусе термостата.
Типы радиаторов отопительного устройства
Современный рынок предлагает потребителям приобрести радиатор печки любого вида автомобильного транспорта нескольких видов. Все они имеют компактные размеры и простое строение. В большинстве случаев такие элементы различаются по следующим признакам:
- материал изготовления;
- форма трубок;
- плотность установки трубок.
Материалом изготовления радиаторов являются металлы: медь и алюминий. Классическим вариантом является медный радиатор печки. Однако такой вариант используется все реже. Хоть он и обеспечивает комфортный микроклимат внутри салона, стоимость такого изделия выше, чем у остальных аналогов. Вместе с этим, современные реалии таковы, что производство автомобилей настроено на максимальное снижение себестоимости продукции. Именно по этой причине для изготовления представленных устройств чаще всего используется алюминий.
Трубки, из которых выполнены представленные изделия, могут быть круглыми или плоскими (сплющенными). Радиаторы с круглыми трубками менее эффективны (показывают меньший КПД), чем аналоги с плоскими описываемыми деталями. Это происходит за счет меньшей площади. КПД таких устройств можно повысить за счет установки специальных устройств – завихрителей.
По плотности установки трубок изделия разделяются на двухрядные и трехрядные. В двухрядных изделиях подобного вида трубки установлены в два ряда, а в трехрядных – в три. Последние считаются более эффективными, так как 3 ряда трубок способны пропустить через себя больше жидкости, которая отдает устройству свое тепло.
Распространенные неисправности
Радиатор может прийти в негодность как по вине водителя, так и по причине устаревания или некорректной работы других систем автомобиля. Все неисправности можно распределить по 3 типам:
- засорения в системе каналов;
- утечки;
- засорения в системе сот.
Поломка изделия всегда сопровождается значительным дискомфортом внутри салона. К примеру, утечка, являющаяся наиболее серьезным видом неисправности, приводит к отказу в работе изделия. Бывали случаи появления неприятного запаха. Такая поломка радиатора печки случается по причине механических повреждений. Довольно часто ломается сам кран.
Если такая проблема выявлена в радиаторе из меди, проблема решается довольно быстро. Изделие изымается и запаивается в месте пробоины. Алюминий также можно запаять, но стоимость подобной процедуры, как правило, равноценна приобретению нового устройства. В этом и заключается основной минус изделий, выполненных на основе представленного металла.
Неисправности по причине засорения решаются также просто. Изделие демонтируют из автомобиля и тщательно вычищают. Внешние и внутренние засорения происходят чаще всего по причине халатности владельца автомобиля. Это может быть использование некачественных охлаждающих средств, очистки и так далее.
Знание устройства, назначения и основных поломок радиатора отопительного устройства помогает избежать крупных затрат при ремонте. Это также помогает выявить наиболее подходящее изделие для вашего уровня доходов. Благодаря тому, что вы будете осведомлены в том, как работает представленное устройство и его типы, вы подберете идеальный вариант, сочетающий в себе оптимальную цену и высокое качество.
СХЕМА РАБОТЫ ОТОПИТЕЛЯ САЛОНА
Система отопления автомобиля у многих моделей устроена и работает по схожему принципу. Понимание принципа включения и регулировки скорости работы вентилятора отопителя салона очень будут кстати при самостоятельных поисках неисправности (к примеру, если у вас перестал работать вентилятор печки ).
ОБЩАЯ СХЕМА ЦИРКУЛЯЦИИ ВОЗДУХА
Когда в подогреве необходимости нет, заборный и очищенный фильтром воздух подается в салон напрямую из окружающей среды. Если автомобиль оборудован кондиционером, в режиме охлаждения перед попаданием в салон поток проходит испаритель, после чего холодный воздух направляется в дефлекторы (более подробно о принципе работы системы кондиционирования ).
Воздушные заслонки
Перенаправление воздушных потоков для регулирования температуры осуществляется специальной заслонкой. Виды управления заслонкой:
- механическое. Привод заслонки посредством тяг и тросов соединяется напрямую с переключателем в салоне. В таком случае водитель, перемещая регулятор, вручную дозирует температуру поступающего воздуха;
- электронное. Заслонка оборудована сервоприводом. Электромотор изменяет положение заслонки, получая команды от блока управления. Такая схема применяется на автомобилях с климатическими установками. Водителю достаточно задать в бортовом компьютере желаемую температуру в салоне, после чего электронный блок управления, ориентируясь на температурные датчики, будет управлять сервоприводом воздушной заслонки.
Рециркуляция
В режиме рециркуляции закрывается основная воздушная заслонка, после чего вентилятор печки начинает забирать воздух из салона. Подобный режим работы позволяет заблокировать доступ неприятных запахов и загрязненного воздуха с улицы, если вы, к примеру, едете за автомобилем по пыльной гравийной дороге.
Виды привода рециркуляции:
- механический (описан выше);
- вакуумным. Заслонка соединена с вакуумной системой тормозов. При нажатии кнопки заслонка перемещается за счет вакуума и остается в закрытом положении до следующего нажатия кнопки;
КАК РАБОТАЕТ ВЕНТИЛЯТОР ПЕЧКИ
Вентилятор системы обогрева салона автомобиля представляет собой обычный двигатель переменного тока. Это может быть как простейший осевой вентилятор, так и диаметральный вариант, который чаще всего устанавливается на современных автомобилях. Устройство внутренней части вентилятора печки ничем не отличается от устройства обычного электродвигателя переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.
Больший интерес для нас представляет работа электродвигателя на разных скоростях. Реализуется эта возможность включением в схему дополнительного сопротивления. Резисторы увеличивают сопротивление, что приводит к уменьшению протекающей в цепи силы тока. Следовательно, вентилятор начинает вращаться медленней. Номинал резистора определяет, насколько сильным будет падение тока в цепи. Последняя скорость вентилятора является прямой, поскольку в цепь не включено сопротивление. Это позволяет вентилятору отопителя оставаться работоспособным, даже если сопротивление вышло из строя.