0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какого года начали выпускать ваз 2109

LADA 2109

Хэтчбек

В советской автомобильной промышленности «девятке» во многом пришлось стать первой. До ВАЗ 2109 ни одно отечественное автопредприятие не имело модификаций базовой модели с разным числом дверей. Пилотная партия из 159 пятидверных хэтчбеков была собрана опытно-промышленным отделом АвтоВАЗа в конце 1986 года. «Девятка» стала первой базовой моделью АвтоВАЗа, в платформу которой вносили конструктивные изменения по ходу серийного производства. Пятидверный хэтчбек первым получил штатные гидрокорректоры фар, щеточные фароочистители, стеклоочиститель заднего стекла и задний стеклоомыватель.

Изначально ВАЗ 2109 1987 года сборки имел короткое крыло и пластиковую маску – клюв-намордник. Несмотря на критику, семейство Лада Самара/Спутник отличалось самым современным дизайном среди отечественных автомобилей на момент выпуска. Однако угловатая геометрия ВАЗ 2109 1988 года уже в начале девяностых стала невыгодно отличаться от постоянно модернизируемых зарубежных моделей. Для поддержания спроса на отечественные автомобили на иностранных рынках, в модели семейства Лада Самара вносили постоянные изменения. Уже в 1991 году тольяттинские инженеры принялись за проект Самара-2, предполагавший кардинальный рестайлинг семейства. Обновленный пятидверныйхэтчбек получил индекс ВАЗ 2114 и выпускался на главном конвейере параллельно со своим предшественником ВАЗ 2109 до 2004 года.

Весной 1989 года ВАЗ 2109 начали модернизировать. Пятидверный хэтчбек лишился клюва и декоративных пластиковых накладок в углу бокового третьего окошка, получил т.н. длинное крыло. Версии с короткими крыльями продолжали собираться на конвейере АвтоВАЗа до 1994 года. ВАЗ 2109 1989 года собирался в версиях со стальными или пластиковыми бензобаками. Вместо 1,3-литрового мотора в линейке силовых агрегатов базовым двигателем стал новый тольяттинский мотор серии ВАЗ-21083 рабочим объемом 1,5 литра.

ВАЗ 2109 с 1990 года получила новое оформлении передка – с длинным крылом без характерного «клюва-маски» и с новой решеткой радиатора, лишившейся выступающих вперед горизонтальных планок. Новая решетка имела две продольные полосы с широкой окантовкой. В том же году на смену т.н. низкой приборной панели пришла высокая, разработанная под седан ВАЗ 21099.

Еще одним заметным рестайлинговым изменением стала новая 5-ступенчатая коробка передач ВАЗ 2109 – так же впервые использованная в советском автопроме. Модификация «девятки» с новым 1,5-литровым двигателем, 5-скоростной коробкой передач, длинным крылом получила внутризаводской индекс 21093. В линейке силовых агрегатов ВАЗ 2109 1992 года и всех последующих лет выпуска остался единственный 1,5-литровый мотор, двигатели рабочим объемом 1,1 и 1,3 литра исчезли.

Практически на всех экземплярах ВАЗ 2109, кроме самых первых, выпущенных до 1991 года, с целью повышения пассивной безопасности стали устанавливать внутри передних боковых дверей брусья безопасности. Собственно говоря, брусья были предусмотрены в конструкции моделей семейства Лада Самара/Спутник изначально.

В 1991 году с целью максимальной унификации всех трех базовых моделей семейства Лада Самара с задних неподвижных окон убрали решетки дефлекторов. В обновленных ВАЗ 2109 эти решетки размещаются в торце задней двери, что позволило немного увеличить площадь остекления.

История ВАЗ 2109 тесно переплетается с «лихими девяностыми». Авто ВАЗ всеми доступными путями пытался с минимальными потерями пережить эпоху глобальных перемен. Экономили на всем. Все семейство Лада Самара/Спутник отличается более чем скромным качеством антикоррозийной обработки и лакокрасочных материалов, но апогеем по праву может считаться партия ВАЗ 2109 выпуска 1994 года, окрашенная прямо по негрунтованному кузову.

ВАЗ 2109 1995 года выпуска получил очередные изменения экстерьера — решетку радиатора сменили на версию с тремя более широкими горизонтальными полосами без обрамления из полимера новой формулы, исключающей оплавление в результате агрессивного механического и химического воздействия.

Самым частым нареканиям по поводу экстерьера подвергалась пятая дверь. Свойственные ВАЗ 2109 характеристики кузовной геометрии приводили к тому, что во время движения за пятой дверцей хэтчбека образовывалась плотная зона разрежения, буквально втягивающая, как пылесосом все, что вылетает из под задних колес. Первыми «лечить» грязное заднее стекло «девяток» научились многочисленные кооперативы. Всего за 80-200 рублей владельцу ВАЗ 2109 предлагалась изогнутая стальная полоса, которая крепилась на верхней кромке задней части крыши. Через несколько лет эффективность простого дефлектора официально признали в АвтоВАЗе. Его установка стала доступна в качестве дополнительного опциона на версиях ВАЗ 2109 1999 года. На более поздних «девятках» дефлектор устанавливали штатно.

Читать еще:  Реле контрольной лампы заряда ваз 2107

Дефлектор на ВАЗ 2109 крепится металлическими скобами к водосточному желобу. Максимальная эффективность стальной ленты достигается при установке дефлектора с уравнением зазоров входного просвета и просвета на выходе воздушной струи. В результате плоская полоса нейтрализует зону пониженного давления за пятой дверью за счет простого отклонения части воздушного потока. Помимо декоративной функции и сохранения чистой поверхности заднего стекла, дефлектор догружает заднюю ось девятки, незначительно увеличивая коэффициент лобового сопротивления (с 697 до 700 Рх, Н).

В 2000 году АвтоВАЗ реализовал проект производства ВАЗ 2109 на зарубежных мощностях. ВАЗ 2109 2000 года был доступен в продаже в импортных вариантах, собранных в украинском Луцке или Казахстане.

ВАЗ 2109 2001 года выпуска отличался измененной конструкцией воздухозаборника на экземплярах с впрысковыми двигателями. После модернизации инженеры устранили опасность вывода из строя ДМРВ (датчика массового расхода воздуха) в случае попадания внутрь воды. Серийный пятидверный хэтчбек ВАЗ 2109 2002 года сборки собрал в себе максимальное число наиболее удачных технических наработок, опробованных на моделях семейства Лада Самара.

Помимо модификации ВАЗ 21093, ставшей самой массовой в истории семейства, наибольший интерес представляли экспортная версия ВАЗ 21093-22, выпускавшаяся финской компанией Valmet под брендом Lada Samara Baltic. Модель собиралась с 1996 по 1998 годы и получила высокую оценку европейского рынка за качество сборки и покраски.

Еще одной любопытной модификацией «девятки» была версия ВАЗ 2109-90, оснащенная двигателем роторно-поршневого типа серии ВАЗ-415. Хэтчбек известен тем, что изначально выпускался по заказу советских спецслужб. Мотор Ванкеля, мощностью 140 л.с. и рабочим объемом 1308 см3, разгонял «девятку» до скорости 200 км/час. С места до 100 км/час роторная «девятка» долетала за 8 секунд. Модель с компактным двухсекционным ротором мелкими партиями собиралась СК АвтоВАЗа до 2004 года.

Среди модификаций ВАЗ 2109 отдельно стояла «девятка» с дизельным двигателем. Эта версия ВАЗ 21093 продавалась только на европейском рынке – в Бельгии, Нидерландах и Франции. Lada Samara Diesel оснащалась дизельным агрегатом производства французской фирмы PSA рабочим объемом 1527 см3, мощностью 58 л.с. (43 кВт). Аналогичный мотор стоял на французских автомобилях Citroen Saxo и Peugeot 106.

Пятидверный хэтчбек Лада Самара стал самым массовым легковым автомобилем семейства. Начиная с 1987 по 2004 годы было серийно собрано более полутора миллионов экземпляров ВАЗ 2109. После снятия с первой нитки главного тольяттинского конвейера и до 2006 года ВАЗ 2109 производили силами ВАЗовского партнерского предприятия «РосЛада» в Сызрани. Пятидверный хэтчбек из машинокомплектов до 2011 года собирали на украинском заводе ЗАЗ.

Просто добавь дверей: история разработки и секрет успеха ВАЗ-2109

Вспоминая про финскую «евросамару» Lada Baltic и четырёхдверный седан ВАЗ-21099 , мы немного обошли вниманием «базовый исходник» – пятидверный хэтчбек ВАЗ-2109. А зря, ведь эта модель стала настоящим долгожителем среди всех переднеприводников восьмого семейства, обогнав по количеству конвейерных лет и выпущенных автомобилей даже базовый ВАЗ-2108, который мы неоднократно тестировали в различных комплектациях, включая «максимальную». Итак, сегодня мы будем вспоминать о истории появления и секрете немеркнущей популярности «ноль девятой».

Пять лучше трёх

В 1985 году на дороги СССР вышла новая модель ВАЗа. Причём это не была не просто очередная вариация на тему обрусевшего Fiat 124, а принципиально новый автомобиль, который отличался от Жигулей любой модели решительно всем – внешностью, конструкцией, компоновкой, типом привода… Пожалуй, единственное, что объединяло задне- и переднеприводные автомобили – это завод, на котором они выпускались.

Однако потребитель неоднозначно воспринял непривычную машину – и не в последнюю очередь из-за количества дверей. Двухдверные автомобили вроде Запорожца в СССР выпускались давно, да и уже «засветившиеся» в прессе новинки в лице Таврии и Оки также имели всего по одной боковой двери с каждой стороны, но… в СССР «многодверные» машины всегда были в почёте по простой причине – в силу своей практичности. Ведь почти всегда владельцы Москвичей и Волг, отправляясь в поездку на собственном автомобиле, ехали всей семьей, брали родственников или друзей. Машина в то время не то чтобы оставалась роскошью, но из-за многолетних очередей в автомагазинах, дефицита и недоступности запасных частей она зачастую приобреталась словно «на всю жизнь».

Читать еще:  Пена для мытья двигателя автомобиля

Однако в Тольятти запустили первым трёхдверный ВАЗ-2108 сознательно, руководствуясь другими соображениями. Не секрет, что новая модель разрабатывалась при участии иностранных специалистов и была ориентирована на западного потребителя не меньше, чем на собственного советского автомобилиста! Ведь каждый проданный за рубежом Спутник означал такой желанный для завода приток иностранной валюты, а экспортные поставки носили стратегически важный характер не только для ВАЗа, но и для экономики всей страны.

Контракт между ВАЗ и Porsche предусматривал разработку только трёхдверного хэтчбека ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 л, хотя одновременно с этим в Тольятти велись работы по пятидверному варианту кузова и моторам объемом 1,1 и 1,5 л.

«Восьмёрка» была неплохо принята на внешних рынках, а вот внутри Союза к ней отнеслись не так восторженно. Многим не нравилось то, что по практичности «зубило» ощутимо уступало Жигулям – багажник был меньше, а на заднем сиденье стало теснее. Вдобавок пробираться туда было неудобно.

Представьте себе реакцию супруги владельца новой модели, которой постоянно приходилось вставать и садиться, чтобы на заднее сиденье могли сесть дети или другие пассажиры… Да и длиннющими дверями с непривычки нередко ударяли по припаркованными рядом машинам. А если учесть, что ВАЗ-2108 стоил около 8 300 рублей – то есть, как новенькая «пятёрка», то можно понять, почему многие потенциальные покупатели при возможности сознательно уклонялись от Спутника в пользу более привычных и практичных Жигулей. Те же, у кого не было выбора, были рады и «малодверной Самаре». Тем более, что после первых же зимних сезонов автомобилисты СССР по достоинству оценили преимущество переднего привода над задним. Как метко выразился один из журналистов издания «За Рулём», «в том, как новая модель вписывается в повороты, есть что-то мотоциклетное».

Тем не менее, на ВАЗе понимали необходимость быстрого начала производства пятидверной версии и занимались этим практически параллельно с запуском «восьмёрки».

Это было не так уже и сложно благодаря сильной унификации хэтчбеков, у которых (в отличие от будущего седана ВАЗ-21099) было максимальное количество общих деталей кузова, включая крышу и панели пола. По сути, «восьмёрка» и «девятка» отличались лишь боковинами и боковыми дверями. Плюс разные пластиковые детали салона – в частности, обивки дверей.

Всё это позволило заводчанам реально запустить пятидверный вариант уже в конце 1986 года – то есть, всего лишь два года спустя после начала производства «ноль восьмой». А ведь до этого в советском автопроме вообще не выпускали одновременно несколько модификаций одного легкового автомобиля с разным количеством боковых дверей.

Полторашка на длинном крыле

Первые товарные «девятки» появились в автомагазинах и на улицах уже в 1987 году. И они отличались от уже более-менее привычных Спутников лишь количеством дверей.

ВАЗ-2109

ВАЗ-2109 «Спутник»/Samara (другое неоф. название «Девятка») — легковой переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1987 — 2006 годах. С 2007 до конца 2011 г. вариант ВАЗ-21093 собирался из машинокомплектов на Украине на заводе «ЗАЗ». Представляет собой 5-дверную модификацию ВАЗ-2108 в семействе моделей Лада «Спутник».

Содержание

История

Автомобиль начали выпускать в 1987 году. Первоначально автомобиль оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 см³.

В 1991 году был разработан новый дизайн «передка» машины. Автомобили с таким передним оформлением начали выпускать сразу после начала выпуска седана ВАЗ-21099. С 1994 года на эти машины также стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-2111 1500 см³, в которых применялась инжекторная система подачи топлива с распределённым впрыском топлива.

Модификации

На протяжении выпуска ВАЗ 2109 было выпущено несколько модификаций:

ВАЗ-2109 — базовая модель, карбюраторный двигатель 1,3 литра (1987—1997)
ВАЗ-21091 — модификация с карбюраторным двигателем 1,1 литра (1987—1997)
ВАЗ-21093 — модификация с карбюраторным двигателем 1,5 литра (1988—2006)
ВАЗ-21093i — модификация с инжекторным двигателем 1,5 литра (опытное производство с 1994, постоянное — с ноября 1998)

В кино

  • Криминальный квартет
  • За последней чертой
  • Америкэн бой
  • Три дня вне закона
  • Депрессия
  • Барханов и его телохранитель
  • Гений
  • Антикиллер
  • Бригада
  • Про бизнесмена Фому
  • Из Парижа с любовью
  • Чтобы выжить
  • Дорожный патруль — автомобиль старшего лейтенанта Одинцова
  • Отцы — Автомобиль одного из бандитов Анатолия Потёхина
Читать еще:  Переделка щитка приборов приора

В выпусках киножурнала «Ералаш»

  • Выпуск 94. Место встречи изменить нельзя (машина ОПГ)
  • Выпуск 139. Знаток (личный автомобиль героя Александра Панкратова-Чёрного)

В культуре

  • Известная поп-группа Комбинация в 1990-е годы исполнила песню «Вишнёвая девятка».
  • У российского барда Тимура Шаова есть «Романс-посвящение автомобилю ВАЗ-2109» — альбом «От Бодлера до борделя» 1997 г.
  • В песне группы Сектор газа «Самые лучшие тачки!».
  • Песня у Александра Каштанова «Хэтчбэк».
  • В честь этой модели названа санкт-петербуржская инди-группа Red Samara Automobile Club, в их репертуаре присутствует песня «Красная девятка».
  • В известной песне певицы Ирины Аллегровой — «…угнала, как чужую машину девятку я…».
  • В песне «Галда» группы «Красное Дерево» — «Сижу в девятке, все по-порядку»
  • У исполнителя Bizaro целый ряд песен посвящённый «Пацанскому тазику» девятке

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель ВАЗ-2109 в масштабе 1:43 производится на саратовском заводе «Тантал», ныне «Моссар». Когда модель только начинала выпускаться на «Тантале», модель имела короткие крыло и капот иные узкие покрышки и диски, ближе к середине 90-х модель уже выпускалась как ВАЗ-21093 и комплектовалась длинными крыльями и капотом, колеса стали шире и увеличился ассортимент дисков, их стало три типа. Так же ранние модели имели прозрачные стопы и передние поворотники. Сегодня же фары как правило непрозрачные из мутного красного пластика.

27 сентября 2011 г. в рамках проекта Автолегенды СССР издательства DeAgostini вышел в свет выпуск № 69, посвященный автомобилю ВАЗ-2109. Выпуск содержит модель автомобиля тёмно-вишнёвого цвета в масштабе 1:43.

В Харькове завод Хартрон в конце 80-х выпускал радиоуправляемые девятки с ПДУ ГНОМ.

Последний ВАЗ 2109 выпустят 31 марта

31 марта 2004 года с главного конвейера «АвтоВАЗа» сойдет последний автомобиль ВАЗ-21093 «Самара». Вместо «девятки» будут выпускать ее рестайлинговый вариант – ВАЗ-2114, он же «Самара-2».

На автозаводе полное прекращение выпуска «девяток» называют плановым мероприятием: завод постепенно обновляет свой модельный ряд. Так, прошлой осенью было прекращено производство «восьмерки» – ВАЗ-21083.

Вазовцы утверждают, что покупатели все больше предпочитают именно рестайлинговые хетчбэки Lada-114 (на базе «девятки») и седаны Lada-115 (аналог ВАЗ-21099). От обычных «девяток» их отличает «европанель» в салоне, другой дизайн передней и задней части кузова, окрашенные в цвет кузова бамперы, руль от «десятки», новый отопитель и, конечно же, цена.

Сейчас обычную «девятку» в самой простенькой комплектации с карбюраторным двигателем в Москве можно купить за $5820. Самая простая Lada-2114, но уже с инжектором, стоит минимум $6290. C февраля этого года на главном конвейере АвтоВАЗа выпускают Lada-114 и Lada-115 в комплектации «люкс», включающей электростеклоподъемники, изотермические стекла, электроподогрев передних сидений и другое оснащение. Такие автомобили в столице стоят от $6700 за хетчбэк и от $7200 за седан. В 2004 году завод планирует выпустить более 190 тыс. машин семейства «Самара-2».

После прекращения производства «девятки» на главном конвейере АвтоВАЗа, помимо рестайлинговых машин, сохранится производство седанов ВАЗ-21099. Судя по намерениям АвтоВАЗа «обновлять модельный ряд», можно предположить, что теперь и они продержатся там недолго, ведь более востребованная замена у нее есть – Lada-115. Но АвтоВАЗ по-прежнему будет производить машинокомплекты для сборочной линии на украинском АвтоЗАЗе.

По данным пресс-центра ОАО АвтоВАЗ, после 31 марта Запорожский завод останется единственным предприятием, выпускающим «девятку». С начала этого года выпуск ВАЗ-21093 прекратила «РосЛада». Таким образом, одна из самых популярных в народе вазовских моделей внезапно оказалась машиной иностранного производства.

Наша справка: Хетчбэк ВАЗ-21093 «Самара» начал выпускаться на главном конвейере автозавода в 1987 году. За 17 лет АвтоВАЗ изготовил около 1,5 млн «девяток». В 2003 году – 200 тыс. С этой модели началось производство тольяттинских автомобилей на зарубежных предприятиях. В феврале 1996 года были отправлены первые машинокомплекты «девяток» в Финляндию на фирму Valmet. Всего за время действия соглашения с этой фирмой с 1996 по 1998 год в Финляндии было выпущено 14048 «Самар». В дальнейшем их выпуск был налажен на «РосЛаде» в Сызрани, а также на Украине на Луцком автозаводе и предприятии «Анто-Рус» в Херсоне. В конце 2003 года началось производство хэтчбеков и седанов семейства «Лада Самара» на Запорожском автозаводе. Проектная мощность этого предприятия – около 20 тыс. автомобилей в год.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector