6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сечение автомобильных проводов по току

Содержание

Расчёт сечения в питание в авто

Важный момент при постройке схемы звука выбрать правильное питание усилителя, наиболее популярным сейчас является кабель КГ — цена/качество на уровне, найти его в любом уголке нашей необъятной достаточно просто. А вот с выбором сечения появляются проблемы…

Немного загляну вперед и напишу формулу макс мощности, грубовато Pmax=U*I*КПД, где Pmax — макс.мощность усилителя, U- напряжение на клеммах усилителя, I — макс.ток, потребляемым усилителем — один из наиболее верных вариантов узнать макс.ток посмотреть на номинал предохранителя. Для примера макс мощность для усилителя с предохранителем 30А при напряжении 14В и КПД (большинство усилителей класс AB, 50-60% КПД) будет приблизительно 210 Вт. Стоит осознать что макс мощность на коробках усилителей в большинстве случаев это маркетинговый ход.

Для чего аудиофилы тянут так много «силы»

С точки зрения электрика для работы усилителя в 30А при 14В хватит провода ПВ2 1*2,5 или чуть более. На деле усилитель заработает, точка зрения аудиофила другая

Безопасность

Приведу пример: тонкие нити из металла при высоком токе, например в тех.фене или очень старых нагревателях. Тонкие нити из металла обладают очень высоким сопротивлением и при протекание высоких токов будут нагреваться, в фенах красивое красное свечение. Если в нагревателях или фене выделение теплоты это их основная задача, то задача в АЗ прямо противоположная. При выделении тепла оплавляется изоляция, появляется запах, чуть позже происходит замыкания на массу. До КЗ по проводу шёл ток, потребляемым усилителем, после гораздо выше. Результатом будет возгорание со всеми вытекающими…Чтобы защитить провод от нагрева используются предохранители, которые связаны с макс.силой тока для этого провода, об этом будет отдельная запись.

Теряем ватты

Задача проводов питания в АЗ — передача напряжения с минимальными потерями. Что это значит?

Провод – это, по сути, простой кусок металла, который обладает определенным электрическим сопротивлением. И чем он тоньше, тем его сопротивление выше. Когда через провод течет ток, то на нем возникает некоторое падение напряжения, а значит, ровно на такую же величину просаживается питающее напряжение на клеммах усилителя. Особенно это заметно в моменты, когда он потребляет большой ток (например, когда воспроизводится мощный бас). Отсюда вывод — сечение увеличивается с увеличением мощности аудиосистемы.

Теперь перейдём к расчёту необходимого нам сечения кабеля:

Предположим, нам нужно подключить усилитель, который максимально может потреблять ток I = 30 А. Размещать мы его будем в багажнике и для его подключения к аккумулятору нам понадобится кабель длиной 8 метров («+» и «-» от АКБ).

Вариант №1. Использование готовых таблиц

4Ga (21,15мм2)

4Ga (21,15мм2)

Вывод: Берем кабель 4Ga или 25мм2

Вариант №2. Вспомним физику

Требование: Потеря напряжения не более 0,5 Вольта при максимальном токе, потребляемым усилителем.

Закон Ома R =U/I ; R — общее сопротивление кабеля, U — напряжение «просадки» в 0,5 В, I — ток в 30А

Отсюда находим общее общее сопротивление кабеля R = 0.5/30 = 0.017 Ом
Поделим общее сопротивление кабеля R на длину L = 8 метров и найдем погонное сопротивление кабеля т.е. сопротивление 1 метра нужного нам кабеля, назовем его R1m =R/8=0.0021 Ом

Вариант №2. Способ №1 «Немного» идеальный

R1m = r/S, где r- удельное сопротивление меди = 0,0175 , S — сечение кабеля
Отсюда S= r/R1m = 0.0175/0.0021 = 8,33 мм2, ближайшее сечение 10 мм2

Значит сечения 10 мм2 хватит чтобы «просадки» были меньше 0,5В

Вариант №2. Способ №2 Более реалистичный

Подбираем нужное сечение согласно ГОСТ 22483-2012 (класс 5)
1,21 Ом/км для 16мм2 т.е. 0,00121 Ом/м

Томский Клуб Автомобилистов

Информационно — познавательный портал для автомобилистов

Электропроводка в автомобиле. Выбор сечения провода…

При прокладке электропроводки в автомобиле важно правильно выбрать сечение провода и грамотно защитить всю цепь.

Зачастую владельцы авто вообще не особо задумываются о качестве и высокой надежности используемых проводов, что конечно же ведет к нарушению техники пожарной безопасности. И дело тут не только в сечении выбранного провода, но и в его типе…

В связи со специфическими условиями эксплуатации электропроводки в автомобиле к ней предъявляются особые требования. Зимой автомобиль не редко подолгу стоит на морозе, а в процессе работы температура в салоне и под капотом быстро повышается. Так же провода зачастую испытывают механическое воздействие (перегибы и вибрации), влияние масел и топлива. Поэтому самым правильным решением при выборе провода в данном случае будет использование провода марки ПГВА.

П — Провод
Г — Гибкий
В — Изоляция из поливинилхлоридного пластиката
А — Автотракторный

Этот тип провода специально разработан для применения в автомобилях и другой аналогичной технике. Рекомендованная температура их применения от -40ºС до +105ºС. Высокая устойчивость к растрескиванию изоляции. Стойкость к воздействию бензина, дизельного топлива, различных масел и кислотных сред…

Что же касается сечения, необходимо правильно выбрать диаметр проводника в зависимости от предполагаемой нагрузки. Слишком толстый провод не всегда возможно проложить, а слишком тонкий может не выдержать нагрузи и расплавиться. Т.к. при превышении номинальной мощности провода он начинает нагреваться, что увеличивает его сопротивление и как следствие ведет к еще большему нагреву!

Читать еще:  Как снять гидрокорректор фар ваз 2114

Ниже приведена таблица для выбора правильного сечения провода в зависимости от нагрузки, при использовании его в составе электропроводки автомобиля, а так же укладке в жгутах…

Так же необходимо учитывать, что любой провод имеет базовое сопротивление. Оно не большое, но если линия прокладки будет продолжительной (например более 10 метров) , ее стоит учитывать. Чем длиннее провод, тем выше его общее сопротивление, а значит больше потери напряжения и нагрев. Поэтому, при большой длине проводов не стоит выбирать сечение на гране максимально допустимой мощности. Лучше сделать небольшой запас.

Так же необходимо защитить любые электрические цепи в авто проводке. При этом устанавливаемый плавкий предохранитель должен рассчитываться исходя из сечения используемого провода, а не только тока самой нагрузки, и устанавливаться до провода, а не в конце всей цепи, перед нагрузкой. Тем самым предохранитель защищает всю цепь от перегрузки и возгорания провода в случае ее возникновения!

Сечение любого провода можно рассчитать исходя из диаметра его токопроводящей жилы по следующей формуле:

Следуя всем этим рекомендация Вы обеспечите надежность и безопасность вашего транспортного средства при подключении дополнительного оборудования.

Устройство автомобилей

Автомобильные провода

Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений.
Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля.
По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.

В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.

Автомобильные провода низкого напряжения

Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.

Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте.
Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.

Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.

Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки.
Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.

Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.

Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от —40 до +105 ˚С.

Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).

Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от —60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.

Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.

На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.

Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм 2 . Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм 2 ) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм 2 ).

Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п.
Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.

Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.

Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.

Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута. Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм 2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.

Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм 2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.

Читать еще:  Увеличился расход топлива причины ваз 2110 инжектор

Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.

Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:

Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.

С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.

Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.

Мультиплексная система электропроводки

Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.

Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.

Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.

Высоковольтные провода системы зажигания

Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси. Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи.
Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.

Высоковольтные провода делятся на обычные — с металлическим центральным проводником, и специальные — с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.

Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×10 3 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.

Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).

Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×10 3 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.

Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»).
Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки.
Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.

Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет.
Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.

Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.

Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» — 11 кОм/м).
Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).

ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Для соединения в схемах электрооборудования применяют автотракторные провода, которые делятся на провода низкого напряжения (до 48 Вольт) и высокого.

В качестве изоляции автомобильных проводов применяют поливинилхлоридный пластикат, который удовлетворяет следующим требованиям, предъявляемым к изоляции проводов на автомобиле:

масло-, бензо- и кислотостойкости, не распространением горения, работоспособности при низких и высоких температурах. Провода марок ПВА, ПВАЭ и ПВАЛ используют для соединений при температуре от —40 до +105°С, провода остальных марок — от —40 до +70 °С. Если при соединении приборов требуется экранирование провода, то применяют провода марок ПВАЭ и ПГВАЭ, а в случае необходимости защиты проводов от механических повреждений — провода с бронированной изоляцией марки ПГВАБ. Для удобства отыскания соединений и цепей провода изготавливают следующих цветов: белого, желтого, оранжевого, красного (бордо), розового, синего (голубого), зеленого, коричневого, черного, серого и фиолетового. Сверху сплошного цвета допускается нанесение дополнительного цвета эмалью ХС5103 в виде колец или полос (белой, черной, красной и голубой). Срок службы проводов не менее 8 лет.

Читать еще:  Чем заклеить резиновый коврик в автомобиле

Для соединения подвижной пластины прерывателя в распределителе зажигания используют провод марки ПЩОО сечением 0,5 мм 2 . В переносных лампах автомобилей применяют двухжильные провода марок ШПВУ и ПЛКТ.

Соединение аккумуляторной батареи с массой автомобиля на некоторых автомобилях производят медным неизолированным плетеным проводом марки АМГ. Однако следует иметь в виду, что в случае попадания электролита на этот провод он быстро разрушается.

Как определить нужное сечение автомобильного провода

При выборе сечения провода необходимо учитывать: силу тока из условия допустимого нагрева провода, допустимое напряжение в цепи, механическую прочность провода и способ прокладки (одиночный или в пучке).

В зависимости от марки автомобильного провода сечение его жилы может быть следующих размеров: 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10; 16; 25; 35; 50; 70 и 95 мм2. Ниже приведена зависимость между сечением провода и его сопротивлением.

Допустимые значения силы тока при длительных нагрузках проводов сечением 0,5—16 мм 2 при одиночной прокладке должны быть не выше указанных в таблице 1.

Таблица 1 номинальное сечение провода и допустимое значение тока в автомобильной проводке.

Контакт наконечника в месте соединения обладает сопротивлением, значение которого не должно превышать значений, указанных в таблице 2.

Таблица 2 допустимые значения сопротивлений контактов наконечника в месте соединения проводов в автомобиле.

Штекерные соединения, у которых усилие разъема мало (1—3 Н), обладают по сравнению с обычными повышенным переходным сопротивлением (в 2—2,5 раза). Поэтому не рекомендуется без надобности производить расстыковку штекерных соединений во избежание ослабления и нарушения контакта.

При прокладке проводов сечением 0,5—4,0 2 в жгутах, в поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила допустимого тока в проводе I=0,55I1 (где I1 — сила тока по таблице 1), а при наличии 8—19 проводов — I=0,38I1.

Сечение проводов цепи автомобильного стартера подбирают так, чтобы падение напряжения в проводе не превышало 0,2 В на каждые 100 А потребляемого стартером тока.

Автомобильные провода высокого напряжения

Рис. 2. Провода высокого напряжения для автомобилей: а — ПВВ; б — ПВВО; в — ПВВП

Провода высокого напряжения в автомобилях, применяемые для соединения в цепях системы зажигания, подразделяются на обычные ПВВ с металлическим многожильным проводником 1 (рис. 2, а) и помехоподавительные провода марок ПВВО и ПВВП. При использовании проводов ПВВ необходимо устанавливать наконечники с подавительными резисторами у каждой автомобильной свечи. Резистивный провод ПВВО (рис. 2, б) состоит из жилы-сердечника 2 (изготовленной из хлопчатобумажной пряжи и пропитанной сажевым раствором) в хлопчатобумажной или капроновой оплетке 3 и изоляции 4 из поливинилхлоридного пластиката или одно- или двухслойной резины. Недостаток провода марки ПВВО — трудность обеспечения надежного контакта между проводом и наконечником.

Реактивные провода марки ПВВП (рис. 2, в) имеют в центре льняную нить 1, на которую нанесен слой ферропласта 7 (20 % поливинилхлоридного пластиката ПДФ и 80 % ферритового порошка). Поверх ферропластового слоя намотана проволока 6 диаметром 0,12 мм из сплава 40Н, являющаяся токопроводящей жилой. На нее наложена изоляция 5 из поливинилхлоридного пластиката. Подавление помех в этом проводе осуществляется как слоем ферропласта, так и проводником — спиралью. Провода марки ПВВП соответствуют требованиям на допустимые пределы радиопомех.

Провода имеют наконечники под винт или штекерные соединения. Наконечники соединяются с проводом пайкой или опрессовкой.

Правила ухода за автомобильными проводами

При эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать следующие правила ухода за проводами:

  • не допускать попадания на провода и их оплетку воды, масла, топлива и электролита;
  • систематически очищать изоляцию проводов от грязи, в случае наличия на изоляции провода трещин, повреждения изоляции устранить повреждение или заменить участок провода;
  • систематически подтягивать винтовые зажимы в местах подсоединения проводов, предварительно очистив их от пыли и грязи;
  • не рекомендуется без надобности расстыковывать штекерные соединения во избежание ослабления и нарушения контакта. Необходимо смазывать штекерные соединения смазкой Литол-24, а также применять защитные чехлы;
  • систематически проверять падение напряжения на участках цепей и контактных соединениях систем освещения, электроснабжения, пуска и других потребителей;
  • систематически проверять посадку проводов высокого напряжения в гнезда крышки распределителя и наконечников свечей;
  • проверять, не расположены ли провода близко от нагретых деталей двигателя, а провода высокого напряжения — близко от массы двигателя и автомобиля для предотвращения пробоя изоляции на массу;
  • систематически проверять, не появилась ли коррозия и не окислились ли винтовые и штекерные соединения, тщательно устранять их при обнаружении;
  • заменять плавкие вставки предохранителей после устранения причин, вызвавших короткое замыкание.

При замене плавкой вставки использовать выпускаемые промышленностью предохранители на соответствующую силу номинального тока или, в крайней, безвыходной ситуации, на проволоку только рекомендуемого сечения.

Например, при силе номинального тока предохранителя 10 А медный луженый провод плавкой вставки должен иметь диаметр 0,26 мм (для силы тока 15 А соответственно 0,37 мм). Категорически запрещается применять более толстую проволоку («жучки») или выпускаемые промышленностью предохранители, рассчитанные на большей силы номинальный ток.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector