301 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схождение колес по нитке своими руками

Как сделать развал-схождение колёс

Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.

Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.

В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.

Развал-схождение – что это такое?

Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс, и как от них зависит поведение машины на дороге?

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.

  • У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
  • У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).

Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.

Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.

Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.

В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.

Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.

Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками

Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.

Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:

Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂

В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.

Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.

Регулировка угла развала колес

Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):

  1. Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
  2. Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
  3. Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
  4. Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
  5. Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
  6. После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
  7. Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
  8. Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
  9. Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
  10. Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
Читать еще:  Почему дергается автомобиль при движении

На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.

Регулировка угла схождения колес

Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой.


Линейка для регулировки схождения

Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.

  • Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
  • Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
  • Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
  • Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
  • Проверьте показания.

Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.

  1. Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
  2. Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
  3. Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
  4. Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
  5. При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.

Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.

После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.

Видео: что нужно знать о развале-схождении

Бывалый водитель рассказал, как можно самому делать развал-схождение

Таким простым дедовским способом старый водитель делает развал-схождение колёс на своём автомобиле уже на протяжении 8-9-ти лет.

И говорит, что нет никакой разницы между сходом-развалом, сделанным на специальном станке в СТО и, если бы он делал его сам.

Теперь СТО останутся без «заработанного хлеба», потому что научили делать развал-схождение в домашних условиях самостоятельно. Старый водитель поделился опытом.

Почему решил делать развал-схождение колёс на авто самостоятельно?

Тем более если и автомобиль совсем не новый — уже повидавший замену наконечников, рулевой рейки, сайлентблоков, амортизаторов и другое.

На СТО на развал-схождение приходилось кататься не единожды — приходилось подбирать время и находить деньги на ремонт и на сам сход-развал.

Читать еще:  Усовершенствование печки ваз 2107

Но когда ему показали, как можно самостоятельно простым способом делать развал-схождение, он поначалу боялся, что сделает что-нибудь не так. Всё-таки для самодельного развал-схождения нужно всего-то строительный уровень и одна приспособа в виде прямой ровной палки.

На тот момент резина уже «прошла» 3 года. Но старый мастер объяснил ему, что, во-первых, не нужно выставлять идеально в «0» — пару миллиметров допустимо, да и наши дороги не совсем уж гладкие.

Износ колёс конечно будет, если сход-развал нарушен или выполнен неправильно. А также из-за выхода из строя какой-нибудь запчасти, влияющей на это, к примеру рулевая рейка, сайлентблоки передних рычагов, рулевые наконечники.

Бывалый водитель говорит, что это не обязательно руководство к действию — каждый решает сам, как и где ему ремонтировать авто.

Но одно он знает точно, что результат есть и уже как 8 лет резина нормальная без износа, а это показатель правильности развал-схождения в первую очередь и руль в «0» — хоть бросай на трассе.

Развал-схождения колёс в домашних условиях своими руками

Проверку углов советую делать 2 раза в год при смене сезона, когда меняете резину с летней на зимнюю и наоборот. За это время машина могла побывать в различных ситуациях и углы изменились.

С помощью палки и уровня проверяем развал, прислонив их к диску (место на диске должно быть ровным — можно прислонить в нескольких местах) и, если нужно снимаем колесо и регулируем с помощью 2-ух болтов на 19 крепления амортизатора к поворотному кулаку.

Схождение производится с помощью специальной приспособы в виде трубы выгнутой в дугу. На одном конце вставлена палочка, которая нужна для измерения схода. На колёсах с внутренней стороны мелом делаем засечки справа и слева на каждом колесе (выполнять сход лучше в яме).

На переднеприводном развал-схождение должны быть отрицательными, а на заднеприводном наоборот – положительными.

Смотрим (водитель всё толково объяснил, так что советую к просмотру):

А уж решать применять или нет на практике — дело каждого. Но экономия бюджета и времени видится «на лицо»!

Добра Вам на дороге! Ни жезла — ни ям! Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!

Как выставить «сход-развал» без стенда

Разумеется, нижеописанный метод не претендует на точность сход-развального оборудования. Но если у машины явно криво стоит руль, интенсивно поджирается резина или сильно сбито прямолинейное движение в «нуле» руля — данный способ может реально помочь.

Проверено на личном опыте, а если интересно более подробное описание процесса — ниже есть видеоверсия событий.

Из специнструмента понадобится только лазерный уровень. В принципе, если уровня под рукой нет — подойдет и обычная лазерная указка, но оперировать с ней сложнее, ибо уровень строит плоскости, а указка — только лучи. Итак.

1) Руль ставим точно в нулевое положение. В качестве подставок под направляющие — воротки и удлинители из обычного автонабора. Машина обязательно должна стоять на ровной твердой поверхности в состоянии собственной массы. Другими словами — бак заправлен, грузов и людей в салоне нет.

2) Кладем направляющую на колесо. В моем случае, это идеально-прямоугольный лист текстолита. В принципе, подойдет что угодно, но с заведомо ровными и параллельными противоположными сторонами. Основная идея — установить направляющую строго параллельно плоскости вращения колеса.

3) Ставим лазерный уровень так, чтобы вертикальная плоскость луча шла ЧЕТКО по внешней границе нашей направляющей.

4) . и делаем засечку на пороге гаража/земле/асфальтовой площадке — короче, на плоскости нахождения автомобиля. Повторяем процедуру на втором колесе.

Здесь крайне-важно понимать, что чем точнее вы отмеряете расстояние от центра передних колес до места засечек — тем выше будет точность финальных вычислений. Например, если правую засечку вы сделали на расстоянии 2.5 метра от центра правого колеса, то левую нужно ставить строго на таком же удалении — т.е., на 2.5 метрах от центра левого колеса.

5) От первых меток, ДАЛЕЕ ПО ЛИНИИ ЛУЧА, наносим вторую пару меток (чем дальше — тем лучше). Вторая метка должна быть также на одинаковом расстоянии от первой — как слева, так и справа.

Читать еще:  Усиленная подвеска на ваз 2114

Таким образом, из 4 меток у нас получилась трапеция: либо сужающаяся по удалению от автомобиля, либо расширяющаяся. Соответственно, проведя нехитрые геометрические вычисления, делаем вывод — в первом случае, схождение у нас положительное, во втором — отрицательное. Зная положение наших меток и длину сторон трапеции, можно легко вычислить углы — и корректировать схождение в нужном направлении и в нужных пределах.

Картинка для наглядности.

6) — Расстояние «a» должно быть одинаково как между точками 1 и 3, так и между точками 2 и 4.

— Если расстояние «b» меньше расстояния «c» — схождение отрицательное (колеса наружу).

— Если расстояние «b» больше расстояния «c» — схождение положительное (колеса вовнутрь).

— Если расстояние «b» равно расстоянию «c» — схождение нулевое. Можно считать — идеальная точка отсчета. После этого нужно чуть (буквально с четверть оборота с каждой стороны) докрутить его в плюс (колеса — вовнутрь по ходу движения).

Как выставить «сход-развал» без стенда

Разумеется, нижеописанный метод не претендует на точность сход-развального оборудования. Но если у машины явно криво стоит руль, интенсивно поджирается резина или сильно сбито прямолинейное движение в «нуле» руля — данный способ может реально помочь.

Проверено на личном опыте, а если интересно более подробное описание процесса — ниже есть видеоверсия событий.

Из специнструмента понадобится только лазерный уровень. В принципе, если уровня под рукой нет — подойдет и обычная лазерная указка, но оперировать с ней сложнее, ибо уровень строит плоскости, а указка — только лучи. Итак.

1) Руль ставим точно в нулевое положение. В качестве подставок под направляющие — воротки и удлинители из обычного автонабора. Машина обязательно должна стоять на ровной твердой поверхности в состоянии собственной массы. Другими словами — бак заправлен, грузов и людей в салоне нет.

2) Кладем направляющую на колесо. В моем случае, это идеально-прямоугольный лист текстолита. В принципе, подойдет что угодно, но с заведомо ровными и параллельными противоположными сторонами. Основная идея — установить направляющую строго параллельно плоскости вращения колеса.

3) Ставим лазерный уровень так, чтобы вертикальная плоскость луча шла ЧЕТКО по внешней границе нашей направляющей.

4) . и делаем засечку на пороге гаража/земле/асфальтовой площадке — короче, на плоскости нахождения автомобиля. Повторяем процедуру на втором колесе.

Здесь крайне-важно понимать, что чем точнее вы отмеряете расстояние от центра передних колес до места засечек — тем выше будет точность финальных вычислений. Например, если правую засечку вы сделали на расстоянии 2.5 метра от центра правого колеса, то левую нужно ставить строго на таком же удалении — т.е., на 2.5 метрах от центра левого колеса.

5) От первых меток, ДАЛЕЕ ПО ЛИНИИ ЛУЧА, наносим вторую пару меток (чем дальше — тем лучше). Вторая метка должна быть также на одинаковом расстоянии от первой — как слева, так и справа.

Таким образом, из 4 меток у нас получилась трапеция: либо сужающаяся по удалению от автомобиля, либо расширяющаяся. Соответственно, проведя нехитрые геометрические вычисления, делаем вывод — в первом случае, схождение у нас положительное, во втором — отрицательное. Зная положение наших меток и длину сторон трапеции, можно легко вычислить углы — и корректировать схождение в нужном направлении и в нужных пределах.

Картинка для наглядности.

6) — Расстояние «a» должно быть одинаково как между точками 1 и 3, так и между точками 2 и 4.

— Если расстояние «b» меньше расстояния «c» — схождение отрицательное (колеса наружу).

— Если расстояние «b» больше расстояния «c» — схождение положительное (колеса вовнутрь).

— Если расстояние «b» равно расстоянию «c» — схождение нулевое. Можно считать — идеальная точка отсчета. После этого нужно чуть (буквально с четверть оборота с каждой стороны) докрутить его в плюс (колеса — вовнутрь по ходу движения).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector