0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Накладки на ведомый диск сцепления

Замена фрикционных накладок ведомого диска сцепления

Не разбирайте ведомый диск сцепления и не заменяйте его детали, за исключением случаев износа фрикционных накладок. При износе или поломке деталей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин, короблении ведомого диска (если его нельзя выправить), замените диск новым.

В запасные части поставляется специальный комплект (412-1601954-20 — накладки фрикционные с заклепками), который используется для замены накладок. При отсутствии указанного комплекта в новых фрикционных накладках просверлите отверстия под крепежные заклепки.

Замену изношенных или сильно замасленных фрикционных накладок производите в следующем порядке:

— осторожно, не задев пружинные пластины диска, высверлите сверлом Ø 3,4 мм латунные заклепки, крепящие фрикционные накладки к пружинным пластинам ведомого диска, и снимите накладки;

— внимательно осмотрите пружинные пластины ведомого диска и проверьте, нет ли на них трещин, глубоких царапин по наружному контуру и около отверстий. Если дефектов нет, то приклепайте к диску новые фрикционные накладки;

— пользуясь ведомым диском, как кондуктором, просверлите в новых фрикционных накладках двадцать отверстий, как показано на рис. 73;

Рис. 73. Фрикционная накладка ведомого диска сцепления

— наложите фрикционную накладку на пружинные пластины так, чтобы отверстия в пружинных пластинах, обращенных выпуклой стороной к накладке, совпадали с зенкованными отверстиями фрикционной накладки. Накладку следует располагать так, чтобы зенкованные отверстия были обращены наружу большим диаметром (рис. 74);

Рис. 74. Ведомый диск сцепления: 1 — фрикционная накладка; 2 — трубчатая заклепка крепления фрикционных накладок; 3 — заклепка; 4 — пластина демпфера; 5 — пружина демпфера; 6 — пружинное кольцо демпфера; 7 — ступица ведомого диска; 8 — упорное кольцо демпфера; 9 — фрикционное кольцо; 10 — упорный палец; 11 — ведомый диск; 12 — пружинная пластина [ размер 7,1-7,6 мм под нагрузкой 4215 H (430 кгс) ]

— вставьте латунные трубчатые заклепки 2 так, чтобы их головки располагались с наружной стороны фрикционной накладки 1 и аккуратно расклепайте их при помощи оправки (рис. 75) или на клепальном станке со стороны пружинных пластин, причем начинайте с заклепок, входящих в диаметрально расположенные отверстия. Форма и размеры заклепок показаны на рис. 7 6;

Рис. 75. Оправка для расклепывания заклепок крепления фрикционных накладок к ведомому диску сцепления

Рис. 76. Заклепка крепления фрикционных накладок к ведомому диску сцепления (материал — латунь ГОСТ 1066-75, отжечь)

Способом, указанным в предыдущем пункте, приклепайте вторую фрикционную накладку. При этом зенкованные отверстия одной накладки должны совпадать с незенкованными отверстиями другой;

— после приклепки обеих фрикционных накладок проверьте положение головок заклепок. Они должны быть утоплены относительно рабочей поверхности накладки не менее 1,0 мм (размер «а» на рис. 74). При отсутствии латунных заклепок заводского производства они могут быть изготовлены на месте по чертежу, приведенному на рис. 76;

— проверьте толщину ведомого диска в сборе с накладками в сжатом состоянии под нагрузкой 4215 H (430 кгс), которая должна быть в пределах 7,1-7,6 мм. Непараллельность рабочих поверхностей накладок при указанной нагрузке должна быть не более 0,18 мм;

— проверьте торцевое биение рабочих поверхностей фрикционных накладок относительно шлицевого отверстия ведомого диска сцепления и посадку диска на шлицы первичного вала коробки передач.

Для проверки торцевого биения ведомый диск установите на шлицевую оправку или первичный вал коробки передач. Вращая оправку в центрах, фиксируйте показания индикаторов, ножки которых непосредственно или через промежуточные рычаги соприкасаются с рабочими поверхностями фрикционных накладок ведомого диска в крайних точках. Общие показания каждого из индикаторов должны быть в пределах 0,6 мм. Если биение превышает 0,6 мм, соответствующий участок ведомого диска правьте при помощи вильчатого рычага, после чего повторно проверьте величину биения.

Фрикционные накладки сцепления: из каких материалов лучше

Эффективность передачи крутящего момента, плавность включения, износостойкость и долговечность сцепления в большей степени зависит от материала, который используется для фрикционных накладок ведомого диска. В данной статье описаны все наиболее популярные на сегодняшний день материалы, которые используют автопроизводители.

Читать еще:  Литые диски айфри отзывы

Органические накладки

Основой органических фрикционных накладок является фенольная смола (синтетический материал, полученный поликонденсацией фенолов с различными альдегидами, в числе которых, например, формальдегид), модификаторы трения (порошок металлов или оксидов металлов), и различные составы резиновых смесей. Такие фрикционные накладки бывают двух типов:

  • Формованные накладки, часто называют отлитые (molded facing). Недорогие в производстве, но имеют небольшую прочность: при стендовых испытаниях они начинаются разрушаться при достижении 5000 оборотов в минуту и температуре 250 С. В настоящий момент эта технология является устаревшей и остались лишь немногие предприятия в азиатских странах, которые её используют.
  • Плетеные накладки (woven facing). В материал таких фрикционов вплетены нити из стекловолокна, что значительно повышает прочность изделия: при стандартных стендовых испытаниях разрушение начинается при достижении 10000 оборотов в минуту, а рабочая температура достигает 300 — 320С. Плетеные органические фрикционные материалы обычно используются для комплектации сцеплениями современных серийных автомобилей, поскольку они обеспечивают хорошую комбинацию плавности включения, прочности, износостойкости и стоимости. При эксплуатации на малых и средних нагрузках ресурс заводского сцепления составляет 100 – 150 тыс. километров. В настоящий момент это самый распространённый материал для массовых автомобилей, доля которого составляет 90%.
  • Усиленные органические накладки (Heavy-duty organic facings). Сделаны на основе предыдущего типа органических накладок: они имеют такое же конструктивное исполнение и они также обеспечивают плавное трогание автомобиля с места, но температурный режим, при котором они сохраняют свои рабочие свойства, достигает 370С, что значительно повышает их стойкость и долговечность. Такие улучшенные характеристики органических накладок типа HD Organic обеспечиваются наличием в основе фрикционов дополнительного количества металлических компонентов, которые собственно и усиливают фрикционный материал в плане термостойкости и износостойкости. Максимальная рабочая температура накладок этого типа всего на 50 градусов выше обычных органических, однако, эта разница позволяет получить довольно износостойкий материал, пригодный к использованию в накладках ведомых дисков для лёгких коммерческих автомобилей и легковых автомобилей, которые часто эксплуатируются с прицепом.

Кевлар

Кевлар (Kevlar) – торговая марка синтетического материала, созданного химическим концерном DuPont, который пришел к автопроизводителям из космической отрасли. Этот прочный и легкий материал имеет два ключевых преимущества для фрикционных материалов: долговечность и плавность включения. С точки зрения долговечности и износостойкости, накладки из кевларового волокна служат в 2-3 раза больше органических собратьев, при этом, не изнашивая значительно рабочие поверхности маховика и нажимного диска.

Жаропрочность и коэффициент трения = 0.35-0.37 делает кевлар отличным выбором для внедорожников и других автомобилей, эксплуатируемых в жестких условиях при значительных нагрузках на трансмиссию.

Керамика

Керамический материал представляет собой смесь меди, железа, оловянистой бронзы, диоксида кремния и (или) графита. Смесь перечисленных «ингредиентов» в строго определенных составах спекается в единую пластину, которая затем приклепывается к ведомому диску сцепления. Благодаря своей структуре, керамические диски имеют высокую долговечность, выдерживают большие перепады температур и экстремальные нагрузки. Температурная стойкость керамики доходит до 540 градусов.

Важно отметить, что рабочие поверхности деталей – маховик и нажимной диск, сопряженные с такими накладками, должны иметь специально обработанные поверхности. Также для данного материала также важно отметить, что статический коэффициент трения находится в пределах 0.4-0.6, а это означает, что включение сцепления будет резким и неприятным для пассажиров. Для плавного трогания автомобиля с места водителю, незнакомому с таким сцеплением, предстоит потренироваться управлению педалями газа и сцепления. Керамические диски сцепления используются в легких дизельных грузовиках, гоночных автомобилях и сельскохозяйственной технике.

Металлокерамика

Металлокерамические накладки (Feramic) представляют собой комбинацию стали, диоксида кремния, оловянистой бронзы и графита. Иногда вместо стали используется чугун или алюминий. Состав компонентов данной смеси напоминает состав описанной выше керамики – разница состоит в значительно большем процентном содержании металлов. Проще говоря, этот материал – керамика, усиленная металлами: Feramic = Fe (ferrum -железо) + ceramic. Металлокерамические диски могут быть как цельными, так и сегментными.

Наибольшее распространение такие диски получили там, где мгновенное включение сцепления играет важную роль: в среде гоночных автомобилей. Это обеспечивается высоким коэффициентом статического и динамического трения (= 0.5-0.55) и высокой температурной стойкостью – до 600 градусов.

Читать еще:  Клиренсы автомобилей лада таблица

Фрикционные накладки для ведомого диска сцепления 170 x110

Для внесения изменений в конструкцию сцепления 170х110, нужно знать его устройство и принцип работы. Вращательный момент коленчатого вала с помощью маховика через ведомый диск передается на первичный вал коробки передач. Для смягчения ударных нагрузок в конструкции ведомого диска предусмотрен демпфирующий механизм.

Ведомый диск

Ведомый диск перемещается по первичному валу коробки на шлицах и специальной пружиной зажимается между прижимным диском и маховиком.
При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник начинает давить на лепестки корзины сцепления, прижимной диск перестает давить на ведомый диск и прижимать его к маховику. Чтобы обеспечить плавное трогание автомобиля, ведомый диск снабжен фрикционными накладками. От них зависит качественная работа сцепления.

Диск сцепления

На серийном автомобиле устанавливается сцепление, которое может обеспечить плавность при трогании, небольшую стоимость обслуживания и продолжительную эксплуатацию при бережном отношении. Такими свойствами обладают диски сцепления с установленными на нем фрикционными накладками из органических материалов. Такое сцепление стоит недорого, обеспечивает плавность при трогании и дальнейшем движении, служит до 160 тыс. километров пробега. Фрикционные накладки для ведомого диска сцепления 170 x110 получили широкое распространение, благодаря своим свойствам.
Величина крутящего момента, которую может удержать серийное сцепление, имеет запас в 20-30% от мощности двигателя. Эта величина зависит от технологии изготовления. Одинаковые диски сцепления могут различаться по своим характеристикам, если они сделаны на разных заводах. Такими характеристиками являются: плавность включения, долговечность и удерживаемая величина крутящего момента.

Тюнинг диска сцепления

Автомобилисты, занимающиеся тюнингом, увеличивают мощность двигателя. Обычно запаса «родного» сцепления не хватает для таких двигателей. А так как автомобиль усовершенствуется для участия в гонках, сцепление начинает работать в таких режимах, которые «родное» сцепление может не выдержать. При превышении допустимой нагрузки сцепление начинает буксовать, при этом происходит быстрый разогрев накладок. Рабочий температурный диапазон органических накладок ограничен температурой в 2-2,5 тысячи градусов. При превышении этого предела, они спекаются и теряют свои свойства. В результате сцепление сожжено.
Во избежание таких результатов в тюнинге автомобилей применяется сцепление, конструктивно отличающееся от серийного. Основным отличием между серийным сцеплением и тюнингованым является материал изготовления фрикционных накладок. Накладки для ведомого диска сцепления из органических материалов для гонок не подходят.

Виды фрикционных накладок

Самым простым материалом для тюнинга сцепления является «ФиберТуф». Компонентами такого материала служат кевлар, углеродное волокно и керамический наполнитель. Главными отличительными характеристиками таких накладок является повышенная температурная стойкость (около 4000С) Также накладки из материала «ФиберТуфф» обладают повышенной износостойкостью, которая в 2-4 раза выше, чем у органических. Сцепление с такими накладками подойдет как для повседневных поездок, так и для любительских гонок.

Для любителей погоняться подойдут фрикционные накладки из кевларового волокна. История его использования начиналась с применения в авиакосмической промышленности. Также кевлавровое волокно применяется в изделиях, которые должны иметь небольшой вес при высокой прочности, такие как бронежилет или корпус гоночного болида. Накладки из такого материала не только превосходят по износостойкости органические (примерно в 5-10 раз), но и являются более щадящими по отношению к рабочим поверхностям маховика и прижимного диска. Для того, чтобы диски сцепления из кевлара прослужили долго, требуется его грамотная установка. Также такие диски нуждаются в прикатке, поэтому необходима бережная эксплуатация в течение около 10 тысяч км пробега.

Для любителей «выжать» из автомобиля все подойдут диски из металлокерамики. Металлы, используемые в них, могут быть различными, но наибольшую применяемость получили накладки на медной основе. Так как предельная температура (около 6000С) и коэффициент трения очень высок, металлокерамическое сцепление применяется для создания гоночных авто. Но такие свойства очень дорого обходятся. Диск из металлокерамики очень быстро «съедает» рабочие поверхности маховика и прижимного диска. Поэтому такие диски нашли применение только в производстве гоночных автомобилей.

Для тех, кому не важна стоимость, а интересует только качество, можно посоветовать накладки из углеродных композитов. Такой тюнинг потребует установки маховика и прижимного диска с рабочими поверхностями из того же углерода. Это обусловлено низким коэффициентом трения углерода по чугуну. Высокая цена таких дисков компенсируется огромной износостойкостью, в 5 раз превышающей износостойкость органических накладок. Такой диск может нормально работать при температурах до 25000С!

Читать еще:  Толщина задних тормозных колодок ваз 2110

Виды ведомых дисков

Еще ведомые диски делятся по количеству сегментов фрикционных накладок. Бывают диски с тремя, четырьмя, шестью и восьмью накладками. Чем меньше количество накладок, тем более жесткое включение сцепления, и тем менее оно долговечно. Диски с тремя сегментами применяются исключительно в спортивных автомобилях. Восьмисегментные диски – диски, предназначенные для повседневной езды. Такие диски устанавливаются на серийные автомобили.

Замена фрикционных накладок ведомого диска сцепления

Не разбирайте ведомый диск сцепления и не заменяйте его детали, за исключением случаев износа фрикционных накладок. При износе или поломке деталей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин, короблении ведомого диска (если его нельзя выправить), замените диск новым.

В запасные части поставляется специальный комплект (412-1601954-20 — накладки фрикционные с заклепками), который используется для замены накладок. При отсутствии указанного комплекта в новых фрикционных накладках просверлите отверстия под крепежные заклепки.

Замену изношенных или сильно замасленных фрикционных накладок производите в следующем порядке:

— осторожно, не задев пружинные пластины диска, высверлите сверлом Ø 3,4 мм латунные заклепки, крепящие фрикционные накладки к пружинным пластинам ведомого диска, и снимите накладки;

— внимательно осмотрите пружинные пластины ведомого диска и проверьте, нет ли на них трещин, глубоких царапин по наружному контуру и около отверстий. Если дефектов нет, то приклепайте к диску новые фрикционные накладки;

— пользуясь ведомым диском, как кондуктором, просверлите в новых фрикционных накладках двадцать отверстий, как показано на рис. 73;

Рис. 73. Фрикционная накладка ведомого диска сцепления

— наложите фрикционную накладку на пружинные пластины так, чтобы отверстия в пружинных пластинах, обращенных выпуклой стороной к накладке, совпадали с зенкованными отверстиями фрикционной накладки. Накладку следует располагать так, чтобы зенкованные отверстия были обращены наружу большим диаметром (рис. 74);

Рис. 74. Ведомый диск сцепления: 1 — фрикционная накладка; 2 — трубчатая заклепка крепления фрикционных накладок; 3 — заклепка; 4 — пластина демпфера; 5 — пружина демпфера; 6 — пружинное кольцо демпфера; 7 — ступица ведомого диска; 8 — упорное кольцо демпфера; 9 — фрикционное кольцо; 10 — упорный палец; 11 — ведомый диск; 12 — пружинная пластина [ размер 7,1-7,6 мм под нагрузкой 4215 H (430 кгс) ]

— вставьте латунные трубчатые заклепки 2 так, чтобы их головки располагались с наружной стороны фрикционной накладки 1 и аккуратно расклепайте их при помощи оправки (рис. 75) или на клепальном станке со стороны пружинных пластин, причем начинайте с заклепок, входящих в диаметрально расположенные отверстия. Форма и размеры заклепок показаны на рис. 7 6;

Рис. 75. Оправка для расклепывания заклепок крепления фрикционных накладок к ведомому диску сцепления

Рис. 76. Заклепка крепления фрикционных накладок к ведомому диску сцепления (материал — латунь ГОСТ 1066-75, отжечь)

Способом, указанным в предыдущем пункте, приклепайте вторую фрикционную накладку. При этом зенкованные отверстия одной накладки должны совпадать с незенкованными отверстиями другой;

— после приклепки обеих фрикционных накладок проверьте положение головок заклепок. Они должны быть утоплены относительно рабочей поверхности накладки не менее 1,0 мм (размер «а» на рис. 74). При отсутствии латунных заклепок заводского производства они могут быть изготовлены на месте по чертежу, приведенному на рис. 76;

— проверьте толщину ведомого диска в сборе с накладками в сжатом состоянии под нагрузкой 4215 H (430 кгс), которая должна быть в пределах 7,1-7,6 мм. Непараллельность рабочих поверхностей накладок при указанной нагрузке должна быть не более 0,18 мм;

— проверьте торцевое биение рабочих поверхностей фрикционных накладок относительно шлицевого отверстия ведомого диска сцепления и посадку диска на шлицы первичного вала коробки передач.

Для проверки торцевого биения ведомый диск установите на шлицевую оправку или первичный вал коробки передач. Вращая оправку в центрах, фиксируйте показания индикаторов, ножки которых непосредственно или через промежуточные рычаги соприкасаются с рабочими поверхностями фрикционных накладок ведомого диска в крайних точках. Общие показания каждого из индикаторов должны быть в пределах 0,6 мм. Если биение превышает 0,6 мм, соответствующий участок ведомого диска правьте при помощи вильчатого рычага, после чего повторно проверьте величину биения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×