Можно ли тонировать фары пленкой
ТОНИРОВКА ФАР: ЗАПРЕЩЕНА ИЛИ НЕТ.
Разрешена ли тонировка фар пленкой.
Друзья, каждую статью мы пишем по наиболее часто задаваемым вами вопросам, теперь настал черед еще одной акутальной темы: Разрешена или запрещена тонировка фар прозрачной пленкой.
Вообще, мы все с вами живем в России, и то, что порой прописано на бумаге в виде закона или статьи, не всегда преследуется по закону и выполнимо в наших реалиях. И так начнем!
По закону, тонировка передних и задних фар транспортного средства описывается в статье 12.4 и 12.5 , собственно по которым вас и могут наказать. В этих статьях тонировка фар запрещена, но с некоторыми условиями. С какими?? Читаем дальше.
Далее разберем их по порядку:
Статья 12.4
В статье 12.4, есть такой пункт номер 1 , который касается тонирования фар, а точнее изменения цвета.
Подробнее разберем этот пункт 1 ( кратко штраф 3000 рублей и долой пленку ):
Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Статья 12.5
В статье 12.5, пункты интересующие нас 1 и 3 :
пункт 1 (кратко штраф пятихатка) :
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
пункт 3 (кратко лишение от пол года) :
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не
соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
И так, что же мы уже можем сказать на основе данных статей, красная тонировка передних фар запрещена однозначно, какие цвета еще запрещены смотрим дальше.
Как вы могли заметить почти в каждом пункте есть поправка на основные положения , открываем их:
найти вы их можете . http://www.consultant.ru/popular/pdd/82_4.html
нас интересует пункт 3.6 , он гласит:
На транспортном средстве установлены:
спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого , и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
И так, подведем итог всего прочитанного:
Тонировка передних фар ЗАПРЕЩЕНА любым цветом, кроме белого, желтого и оранжевого это однозначно.
но вот наказание может быть различным, все будет зависеть от подвешенности вашего языка, и от доброты инспектора ДПС:
– штраф 3000 и съем пленки (ст 12.4 п. 1)
– штраф 500 рублей (ст. 12.5 п. 1)
– лишение от пол года до года и снятие пленки. ( ст. 12.5 п. 3)
Тонировка задних фар ЗАПРЕЩЕНА любым цветом, кроме белого, желтого и оранжевого , при чем задний ход должен быть белого цвета, фактически его можно тонировать, но только белой пленкой.
наказание
– штраф 3000 и съем пленки (ст 12.4 п. 1)
– штраф 500 рублей (ст. 12.5 п. 1)
– лишение от пол года до года и снятие пленки. ( ст. 12.5 п. 3)
Ну и естественно другая сторона, более реальная!
Все статьи и пункты описывают и запрещают установку именно световых приборов разного цвета, кроме белого, желтого и оранжевого, про пленку же ничего не сказано.
Также, делать вывод и выписывать штраф , основываясь лишь на визуальном анализе фар сотрудник ДПС не имеет права . Как и в случае с тонировкой стекол, должны быть произведены необходимые замеры, а в случае с фарами именно экспертиза цвета, и точно не на посту ГИБДД.
Так что наш вердикт друзья, ТОНИРУЕМ ФАРЫ . Главное сильно не грубите с светопропусканием тонировки и уважайте других автовладельцев, поскольку некоторые частенько хотят тонировку, которая на глухо тонирует фары, и часто передние.
6 легенд о тонировке фар и фонарей
С тонировкой передних стекол все водители давно разобрались. Что касается тонировки автомобильной оптики, то, похоже, перед нами редкий случай, когда нормативные документы темнят. И если тонировать все же можно, то как именно?
Россия — прекрасная и удивительная страна. В ней живут пытливые и неравнодушные ко всему новому люди. По этой причине все бесполезное, вредное или глупое, что можно сделать со своим автомобилем, некоторые любители инноваций непременно сделают. Подчас не задумываясь и не осознавая — зачем. У группы «Ленинград» даже песня об этом есть.
Актуальное веяние — тонировка фар и задних фонарей. К ней прибегают, что поразительно, и владельцы «десяток» с клиренсом, близким к нулю, и потребители продукции немецкой «большой тройки». И это не только российская тенденция: вопросом «legal or illegal?» мучается и англоязычный интернет.
Легенда первая: тонировку светотехники придумали заводы
Сложно достоверно установить, откуда пошла эта мода. Сама идея уходит вглубь времен, когда единых ПДД еще не было, а понятие «задних фонарей» только формировалось. Скорее всего, изначально крашеную в разные цвета оптику применяли кузовные ателье, тем самым придавая неповторимый облик машинам.
Заводская тонировка оптики существует и поныне, и, поскольку проходит процедуру сертификации, признается законной всеми инстанциями. Утверждается, что это сложный технологический процесс — затенение некоторых участков рассеивателя, причем светопропускание от этого не страдает и полностью соответствует нормативам. Не исключено, что так оно и есть, но с поправкой: нормативам не всех стран. Из 250 стран мира пока только 82 подписались под Венской конвенцией о дорожном движении, принятой в 1968 году. В числе прочего она определяет цвет всех наружных световых приборов.
Россия подписалась. США — нет, поэтому там поворотники могут быть красными. А по нашим нормам задние фонари должны излучать красный свет, передние фары — белый или селективно-желтый, а все сигналы поворота — оранжевый. Прочие цветовые вариации целиком на совести тюнинговых фирм, мастеров-самоделкиных, а также таможенных органов, по каким-то причинам впустивших в РФ машины с неправильными фонарями, когда еще можно было что-то ввезти без обязательной кнопки ГЛОНАСС в машине.
Легенда вторая: в отличие от передних стекол, фары и фонари тонировать не запрещено
Многие порталы упоминают, что некий ГОСТ нормирует тонировку автомобильной светотехники. Вплоть до того, что тонировочный слой должен поглощать «не более 15% яркости излучения света». Если кто знает, где найти этот ГОСТ или хотя бы его номер, немедленно сообщите нам в редакцию. В реальности ни в одном документе нет четкого запрета или указаний по дополнительной тонировке осветительных приборов автомобиля. И в той же реальности наличие любого тонировочного слоя может послужить предлогом для штрафа.
ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» сначала запрещал установку на рассеиватели любых дополнительных оптических элементов, в том числе пленки бесцветной или окрашенной, но затем этот пункт аннулировали. Идентичный абзац был в отмененном постановлении правительства № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности» (2009). А в действующем «Техническом регламенте Таможенного союза» такой оговорки нет.
При такой неопределенности мы наблюдаем море предложений — пленка, лак, краска. Открываем сайт первого попавшегося стайлинг-центра (три сервисных станции в Москве). В числе прочих услуг предлагается и затемнение любой оптики матовой пленкой разных цветов. Далее перечислены преимущества: ваш автомобиль станет индивидуальным, винил укрепляет и защищает фары от повреждений, не нужен специальный уход и, наконец (внимание!) — «Виниловая пленка снимается одним движением — это поможет избежать штрафа за тонировку фар». Другая фирма сообщает, что однозначно незаконна цветная тонировка задних фонарей. Третья: «на сегодняшний день тонировка передних фар пленкой категорически запрещена». И предлагает тонировку лаком. Абсурд!
По-хорошему, сотням фирм и магазинов по всей стране следует направить разъяснение прокуратуры: мол, вроде бы как не запрещена тонировка фар и фонарей в тех цветах, кои предписаны нормативами: красное — красным, белое — белым. А материалы иных расцветок подлежат конфискации. Но у нас предпочитают наказывать пользователей. Вероятно, так проще и удобнее.
Легенда третья: штраф за тонировку фонарей — небольшой
В мировой судебной системе наказание в значительной степени зависит от трактовки преступления. Такая же ситуация с тонировкой. Ни в КоАП, ни в «Перечне неисправностей», ни в «Основных положениях о допуске ТС» о ней не сказано. Но общие слова о светотехнике есть, и много.
В статье 12.5 КоАП упомянута только светотехника передней части автомобиля, а задней — нет. На самом деле это не мешает расценивать тонировку задних фонарей как несоответствие требованиям или неисправность, при которых запрещена эксплуатация. Такое же отношение будет и к инородной подсветке регистрационных знаков — номерам предписано белое освещение. Частичная тонировка оптики — самый краешек по контуру — тоже не проходит как легальная.
Далее, в зависимости от трактовки нарушения, возможны несколько вариантов. От 500 рублей (формулировка «ненадлежащий вид транспортного средства», та же самая, что и по отношению к грязным фарам) до лишения прав на 6–12 месяцев с конфискацией приспособлений (формулировка «световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям»). Конфискуют, правда, не сразу, а по решению суда. 500 рублей — много или мало? Для всех по-разному.
Легенда четвертая: бронирование фар пленкой — это не тонировка!
Защитить фары от сколов и царапин — мысль здравая. Однако законы запрещают, во-первых, вмешательство в конструкцию транспортных средств (установка не предусмотренных конструкцией предметов оборудования, влияющих на безопасность), а во-вторых, применение любого несертифицированного оборудования и материалов. Формально инспектор (если захочет) имеет право придраться даже к полностью прозрачной на вид пленке, поскольку параметры ее светопропускания ему неизвестны.
Таким образом, нам остается только просить у мастеров фирменной бронировки фар документ, подтверждающий, что прозрачная виниловая или полиуретановая пленка, налепленная на фары, влияет на светопропускание допустимым образом и сертифицирована в России (а не в Китае, который не подписывал Венскую конвенцию) именно для этих целей. Затем сделать с документа копию и возить с собой.
Легенда пятая: тонировка светотехники — это красиво и оригинально
Красота по определению вещь субъективная — то, что нравится одним, может вызывать отвращение у других. Поэтому здесь спорить бессмысленно. А насчет «оригинальности» достаточно беглого взгляда на форумы, где обсуждаются темы тонировки фар. Оригинальность такого рода подавляющим большинством автовладельцев оценивается (в смягченной форме) как глупость.
Автомобиль с кустарно затемненной светотехникой, быть может, нормально и даже круто выглядит днем. Но в темноте на таком ездить совсем не круто — он опасен и для окружающих, и для владельца, поскольку его плохо видно. Все, кто ездил ночью по дальним трассам, прекрасно знают, что в иных ситуациях недостаточно всей мощи штатного света — хочется добавить, а нечего. Так зачем эту мощь снижать?
Вещь вроде бы очевидная, и странно, что не все это понимают, в том числе сотрудники фирм, предлагающих черную тонировку всех ламп по кругу — им же самим потом ездить по одним дорогам бок о бок с постоянными клиентами. Представляете, что будет, если на пути у машины с тонированной оптикой окажется такой же индивидуалист с тонированными стеклами. Шансов увидеть друг друга на дороге и безопасно разъехаться у них почти нет.
Легенда последняя: ДПС неминуемо накажет вас за тонировку светотехники
Если бы так было, то давно не было бы ни спроса, ни предложения. А они есть. Стало быть, наказание недостаточно суровое.
Способы тонирования передних и задних фар автомобиля, штрафы за тонировку
Водители зачастую хотят улучшить внешний вид своего железного коня и вкладывают большое количество средств, времени и сил в доводку авто до идеала. Тонировка фар меняет облик машины в лучшую сторону, однако и в этом деле следует придерживаться правил и не выходить за рамки ГОСТов.
Для чего это нужно
Тонирование фар нередко применяется на спортивных автомобилях для повышения агрессивности во внешнем облике. Владельцы гражданских машин затемняют не только переднюю, но и заднюю оптику, применяя лаки, пленки.
Для модернизации фар существует несколько вариантов:
- Разборка деталей, покраска маски, а также сопутствующих элементов в черный цвет или тон автомобиля.
- Оклейка внешней части стекла прозрачной виниловой пленкой.
- Покраска детали специальным лаком для фар.
Первый способ не оказывает негативного влияния на светопропускные способности. Разборка, шлифовка и окраска требует больше времени, знаний и средств от водителя, поэтому используется реже.
В случае с лаком демонтаж фары не требуется, как и ее разборка на составляющие. Для оклеивания не нужны инструменты, специальные ключи. Перед нанесением лака для тонировки подготавливается рабочая поверхность, однако это не занимает много времени.
Можно ли тонировать
В России к фарам автомобиля применяются специальные требования, за нарушение которых водителю выписывается административный штраф.
При выборе цвета тонировки учитываются требования ГОСТа, которые затрагивают оттенки оптики.
В задних фонарях допускается использование цветов:
Важно, чтобы лампы в заднем ходе и подсветке номеров светили белым или желтоватым оттенком. Красные световые элементы в этих модулях недопустимы.
Регламентом разрешена тонировка фар в передней части автомобиля материалами с оттенками:
При тонировке важно соблюдать правила и не использовать красные цвета на передних фарах.
Затемнение фар не регламентируется. При чрезмерном тонировании цвет оптики изменяется и не соответствует ГОСТ, а за это налагается штраф.
Чтобы избежать проблем, фары тонируются пленкой и лаком со светопроницаемостью не менее 15%. При такой прозрачности будет читаться каждый модуль без изменения основного оттенка при включенных лампах.
Штрафы за тонировку
Наказание за использование световых элементов несоответствующего оттенка описано в КоАП. Сотрудники ГИБДД вправе выписать штраф, зависящий от нескольких факторов.
Штраф за тонировку фар выписывается не только на стационарных постах, но и при обычной остановке на дороге. Сотрудник не применяет специальных устройств для определения степени затемнения, а руководствуется статьями 12.4 и 12.5 КоАП.
Передние фары
Административные меры за тонировку передних фар:
- Штраф в размере 500 рублей для обычного автовладельца, у которого не имеется специального разрешения на использование цветоизменяющей пленки.
- Для водителя автомобиля, который принадлежит фирме – 3000 рублей. Должностному лицу – от 15 до 20 тысяч рублей. Неисправные световые элементы конфискуются сотрудниками ГИБДД на месте или выписывается постановление на устранение дефекта в течение 10 рабочих дней.
- Лишение удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев.
Именно для передней оптики применяются жесткие требования к использованию цветовых оттенков. Сотрудники в основном ограничиваются составлением взыскания на сумму в 500 рублей, однако при определенных условиях могут применить более жесткие меры наказания.
Задние фонари
К задним фонарям у инспекторов чаще всего вопросов нет. В регламенте отсутствует описание за подобное нарушение, однако при желании сотрудник вправе оштрафовать на сумму в 500 рублей на основании статьи 12.1 КоАП.
Чрезмерно тонированные задние фонари снижают видимость указателей поворотов и эффективность ламп заднего хода. При плохих погодных условиях у других водителей есть вероятность не заметить движущийся впереди автомобиль, вследствие чего произойдет ДТП.
Использование тонированных стоп-сигналов в солнечные дни вызывает дополнительную опасность. Участники движения видят перед собой только черные фары и при резком торможении не успевают среагировать и остановить свой автомобиль.
Как тонировать
Тонировку фар своими руками можно выполнить двумя способами:
- оклеить поверхность пленкой;
- закрасить щиток лаком.
При самостоятельном тонировании пленкой нужно снимать оптику с автомобиля. При распылении лака фары остаются на месте. Расположенные рядом элементы оклеиваются малярным скотчем и укрываются газетами для лучшей защиты.
Место проведения работ должно быть сухим и безветренным. Постоянная плюсовая температура обеспечит качественное прилегание материалов и исключит возникновение мутных пятен.
Тонировка фар лаком – распространенный вид тюнинга. Черный цвет применяется как для передних фонарей, так и для задних.
Перед работами требуются подготовительные манипуляции:
- Отмыть рабочую поверхность и сопряженные детали.
- Осмотреть поверхность на предмет сколов, царапин, помутнений.
- При необходимости отремонтировать сколы и отполировать щиток.
- Обезжирить стекло.
- Оклеить расположенные рядом детали скотчем.
- Крылья, бампер, капот защитить укрывным материалом или газетами.
- Еще раз обезжирить поверхность с помощью салфеток, не оставляющих ворсинок.
Лак для фар наносится тонким слоем, время сушки указывается на упаковке и обычно составляет 15-20 минут. Спрей удерживается на расстоянии 20 см и равномерно наносится на фару. Чтобы избежать потеков, лак распыляется тонкими слоями без задержек на одном месте. Для хорошего результата придется нанести 3-4 слоя.
При покрытии с помощью тонирующего баллончика важно соблюдать осторожность и не работать около открытого огня. Органы дыхания защищаются с помощью респиратора. Время полного высыхания указано на упаковке с составом.
Водители обычно тонируют оптику в темные цвета, однако законом разрешено использовать желтый и оранжевый оттенки.
К плюсам лакирования водители относят возможность легкой полировки после помутнения от пескоструя в процессе эксплуатации. Отрицательная сторона – сложности при удалении краски для тонировки фар с поверхности.
Пленка
Перед работой нужно подготовить инструменты:
- лезвие;
- промышленный или обычный фен;
- очиститель стекол;
- обезжириватель;
- салфетки;
- шпатель из пластика;
- мыльный раствор.
Для подворачивания краев и обеспечения крепкой адгезии используется спиртовой раствор, который наносится на поверхность с помощью распылителя.
Пленка для тонировки фар наносится на снятую деталь: это улучшит качество оклейки нижнего торца, который прикрыт бампером. Некоторые фонари можно затонировать без предварительного демонтажа, это зависит от модели автомобиля.
Тонирование пленкой своими руками:
- Снять оптику.
- Отмыть все детали моющим средством и тщательно обезжирить прозрачные маски.
- Вырезать подходящий кусок пленки.
- Распылить мыльную воду на фонарь.
- Отклеить защитный слой с материала и поднести к поверхности стекла.
- Смочить пленку и разгладить шпателем.
- Углы и сложные изгибы нагреваются феном и разглаживаются.
- Торцы лучше приклеивать на сухую поверхность, предварительно обработанную спиртом.
- После завершения оклейки края аккуратно обрезаются лезвием.
Световые устройства монтируются на место, затем отрывается защитная пленка с материала. Это поможет сохранить поверхность от повреждений при установке.
Красная тонировка запрещена к монтажу на переднюю оптику, однако широко применяется на задних фонарях. Тонировка задних фар ничем не отличается от передних и не требует дополнительных знаний.
Тонированная оптика хуже пропускает свет. Использование толстого некачественного материала снижает силу луча до 20%, это влияет на безопасность и обзор дорожного покрытия в темное время суток.
Как снять тонировку
Во время эксплуатации фонарь подвергается воздействию песчинок, поэтому начинает мутнеть. Затертая оптика не может качественно освещать дорогу и требует замены пленки или полного ее удаления. Отполировать материал, а также восстановить прозрачность невозможно.
Очистка задней и передней оптики не отличается. Для демонтажа пленки:
- Аккуратно поддеть угол материала острым предметом.
- Потянуть пленку и снять ее с фары.
- Отмыть поверхность на мойке с химией.
- Для удаления остатков клея можно использовать обезжириватель.
Снять тонировку фар пленкой не составит труда. Намного сложнее справиться с лаком. Для удаления состава:
- снять фонарь;
- накрыть его тканью;
- равномерно нанести смывку;
- подождать 10-15 секунд;
- оттереть деталь начисто.
Если тонировка осталась в углах и сложных элементах, то процедуру следует повторить до полного уничтожения лака.
При работе с едкими веществами необходимо использовать резиновые перчатки и респиратор. В противном случае можно обжечь кожу рук и нанести вред внутренним органам при вдыхании паров.
Фары автомобиля легко украсить с помощью тонирования или изменения цветового оттенка. При работе важно использовать качественные материалы, не отклоняться от требований ГОСТ и не переусердствовать со степенью затемнения.
Можно ли тонировать фары?
Убедиться в этом можно, выйдя на улицу и присмотревшись к проезжающим автомобилям. Часто цвет тонировки соответствует базовым цветам, в которых оформлен автомобиль. Однако некоторые владельцы транспортных средств решаются на шаги, создавая контраст базового цвета и цвета тонировки. Дополнительное преимущество заключается в том, что ответ на вопрос «как затонировать задние фары своими руками?» довольно прост. Справиться с такой задачей может любой автовладелец в своем гараже — обращаться в специализированную автомастерскую для этого необязательно. Тонировать задние фары (как и передние) можно по весьма низким ценам, что представляет собой еще один «соблазняющий» фактор. Как бы автовладелец ни затемнял фары, их яркость уменьшится в любом случае. Тем не менее, если действовать правильно, и с соблюдением всех нюансов, неудобства от этой процедуры будут минимальными.
Что утверждается в законодательстве
Бытует распространенное мнение о том, что тонировка осветительных приборов авто запрещена в любых формах. Это не так. В некоторых ситуациях установить сам факт подобного рода тонировки весьма проблематично. По этой причине больше половины опытных автомобилистов обращаются исключительно в специализированные салоны и тонируют осветительные приборы. Салоны по этой части предоставляют следующие виды услуг:
- Тонировка только передних фар.
- Тонировка только задних фар.
- Тонировка всех осветительных приборов.
Если затемнение стекол будет едва различимым, и не станет контрастировать с другими деталями транспортного средства, у инспекции не возникнет к вам вопросов относительно чрезмерного затемнения стекол.
Если вас интересует, можно ли тонировать осветительные приборы автомобиля, и законна ли тонировка задних таких приборов в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, мы готовы вам ответить — незаконна. Автомобилисты при этом ссылаются на третью часть статьи 12.5 кодекса об административных правонарушениях. Но если говорить именно о задних фарах, в ней точную информацию найти нельзя. В таком случае следует обращаться к первой части этой же статьи — в ней можно точно узнать, разрешена ли тонировка фар.
В 12-й статье сообщается о том, что управление транспортным средством в условиях (или при наличии неисправностей), предусмотренных статьями положения по допуску автомобилей к эксплуатации на дорогах Российской Федерации приводит к тому, что владелец данного транспортного средства привлекается к административной ответственности и выплачивает штраф в размере 500 рублей. Иными словами, в наихудшем варианте (вас поймали с поличным, и при этом внешние условия не соответствуют статьям со 2-й по 6-ю кодекса об административных правонарушениях) вас оштрафуют всего лишь на 500 рублей. При этом штраф возможен только в том случае, если факт тонировки был доказан и занесен в протокол. Ни о каких лишениях прав, многотысячных штрафах или отправлениях на штраф-стоянку не может быть и речи.
Как избежать идентификации тонировки
Тонировка задних фар — специфический процесс, включающий много нюансов. Тонировать стекла можно несколькими способами. Вот три основных:
- Нанесение тонировки при помощи аэрозольного баллончика.
- Обработка при помощи кисточки.
- Тонировка пленкой.
Если вы затемняете осветительные приборы машины лаком из аэрозольного баллончика, нужно следить за тем, чтобы краска ложилась равномерно. В противном случае разница в яркости отдельных участков стекла будет видна невооруженным глазом. Важно также учесть тот факт, что не каждая тонировка быстро смывается в случае необходимости.
Более надежным является затемнение при помощи пленки. Тут вам не нужно будет беспокоиться о равномерности нанесения — пленка обеспечит благоприятную светопропускаемость по всей площади стекла (вышеуказанный параметр составит примерно 85—90%).
Достаточно популярной является пленка хамелеон на фары. Она предохранит их от внешних воздействий, влаги, а также сможет легко демонтироваться при необходимости. Тонировка «Люмар» (как и прочие тонировки этой серии) примечательна тем, что она сцепляется с поверхностью стекла не слишком сильно. Так что для очистки детали вам не придется прилагать усилия