0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колесо докатка что это

Что такое докатка и в чем заключаются особенности её применения

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я подготовил очередной материал для людей, неравнодушных к автомобилям. Я неоднократно посвящал свои публикации автомобильным шинам и дискам, в них Вы найдете ответы на вечные вопросы: что лучше шипы или липучка, а также так ли хороши низкопрофильные шины. Настало время поговорить о запасных колесах, а конкретно, о том, что такое докатка?

Немного истории

Если вспомнить, первые автомобили, которые появились более 100 лет назад, то большинство из Вас сильно удивиться, узнав, что они не имели запасного колеса. Но как только автомобили пошли в массы, а это было в начале 20 века, то все встает на свои места и по фотографии говорят о наличие запаски.

Дальше — больше. Дороги начала прошлого века в лучшем случае представляли собой булыжные мостовые, а в худшем и вовсе были грунтовые. При всем этом автомобилям на дорогах приходилось уживаться с другим популярным транспортом того времени – лошадьми. Подковы, которым были закреплены гвоздями, имеющими свойство вылетать. Получается, что дороги были усыпаны гвоздями, а автовладельцы постоянно сталкивались с проколами. Поэтому многие автопроизводители принимали решение об укомплектовании автомобиля двумя запасными колесами, которые симметрично расположились на передних крыльях транспортных средств начала прошлого века.

Как Вы видите в начале прошлого века, прослеживалась тенденция по увеличению количества резервных колес. Сейчас же все наоборот, все меньше автомобилей оснащаются даже одним полноразмерным, то есть аналогичным остальным четырем, колесом.

В большинстве случает авто комплектуются докаткой, а есть машины вообще без запаски, оснащенные шинами конструкции Run­Flat, они обладают жесткой боковиной и позволяют проехать несколько километров и даже десятков километров, до ближайшей станции технического обслуживания.

Докатка, как её называют в обиходе, или компактное запасное колесо, как технически более корректный термин – это запасное колесо, не предназначенное для повседневной эксплуатации, а необходимое для продолжения движения автомобиля до ближайшей шиномонтажной мастерской или СТО.

Меры предосторожности при использовании докатки

Сразу хочу сказать, что автомобиль комплектуется докаткой того же наружного диаметра, что и остальные его колеса или примерно того же, с небольшим отклонением не более 10%, в меньшую сторону. Поэтому, как пишут в различных источниках, что если докатка сильно отличается от размеров колес в меньшую стороны, то возможна некорректная работа систем активной безопасности (антиблокировочной, противобуксовочной, трекшн-контроля). Такой большой разницы в размерах быть не должно, это значит, что водители использовали «запаски» не от своего транспортного средства. Сильно отличаться может посадочный диаметр шины, но ни как наружный диаметр колеса в сборе.

Так как докатка это не полноразмерное колесо, а компактное, можно сказать «неполноценное», то существуют некоторые тонкости его использования, которые в виде пиктограмм или открытым текстом изложены на диске:

  • Ограничение максимальной скорости, на большинстве таких колес указан лимит в 80км/ч или 50 миль/ч, что практически одно и тоже. Это ограничение обусловлено в первую очередь не хлипкостью конструкции докатки, а отличающимся от привычного поведением автомобиля, с запаской данного типа, на дороге.
  • Опасность резкого маневрирования, так как рисунок протектора и площадь пятна контакта шины с дорогой у докатки будет отлична от остальных колес. При резком торможении, ускорении повороте руля может возникнуть занос, при преодолении лужи из-за разности рисунков протектора эффект аквапланирования может проявиться по-разному и т.д.

Теперь отвечу на два основных вопроса: какое давление должно быть в докатке и сколько километров можно на ней проехать?

  1. Если говорить о необходимом давлении, то у большинства моделей необходимо накачивать до давления в 4,2 атмосферы, но лучше смотреть обозначение на самом колесе, оно может незначительно отличаться от указанного значения.
  2. Что же касаемо пробега, то дальность поездки на компактном запасном колесе желательно свести к минимуму. Если же водитель любитель «острых ощущений», то я могу сказать следующее: ресурс компактной запаски – это 2000–6000 км. пробега, в отличии от 45000 для шин рассчитанных на постоянное использование.
    Поэтому число теоретически на докатке можно проехать несколько тысяч километров, только нужно ли?

На какую ось лучше ставить

Понятно, что запаску мы ставим на место вышедшего из строя колеса, но мы же можем поменять колеса местами и поставить её на любое место.

О том куда лучше поставить докатку для максимальной безопасности дальнейшей поездки, читайте ниже:

  • Переднеприводный авто – здесь вердикт однозначен, так как ведущая ось — передняя, большая часть тормозной силы также передается на неё, то для Вашей безопасности докатку необходимо ставить обязательно на заднюю ось, чтобы минимизировать потерю устойчивости.
  • На полноприводном автомобиле, аналогично переднеприводному, докатку лучше ставить на заднюю ось, так как большинство авто с колесной формулой 4х4 имеют подключаемый полный привод, а в большинстве случаев они такие же переднеприводные автомобили. И даже на «честном» постоянном полном приводе расклад сил не меняется, так как шины разной ширины на передней оси, а именно на передней оси реализуется наибольшая тормозная сила, могут стать источником возникновения заноса при торможении.
  • С установкой докатки на авто с задней ведущей осью не все так однозначно. При установке на заднюю ось, мы получаем возможность возникновения заноса при разгоне, а на переднюю ось – при торможении.
Читать еще:  Установка эур на приору 8 клапанную

Достоинства и недостатки по сравнению с полноразмерной запаской

Плюсы

Собственно говоря, из положительных моментов наличия компактного запасного колеса, вместо полноразмерного у водителя остается только увеличение размеров багажного отсека, так как меньшая ширина докатки позволяет сделать пол багажника ниже. Особенно это актуально для небольших кроссоверов, которые имеют компактные размеры, в том числе компактные размеры багажного отделения, а их диски обуты в шины шириной 225 или 235 мм, и полноразмерные «запаски» съели бы достаточно большую часть багажника.

Для производителей авто, наличие докатки – это повод сэкономить, так как компактное колесо имеет меньшие размеры и меньший ресурс, а это неумолимо приводит к снижению себестоимости авто.

Минусы

Минусов несколько больше и о многих из них в этой статье я писал ранее:

  • Ограничение скорости в 80 км/ч, то есть о дальнейшей полноценной поездке речи быть не может. Представим следующую ситуацию: лето, отпуск. Семья на автомобиле едет на море, и тут непредвиденная ситуация – прокол…При наличии полноразмерного запасного колеса, водитель за 10–15 минут произведет замену и продолжит дальнейшее движение без каких-либо ограничений, а проколотое колесо отремонтирует в свободное время по приезду в пункт назначения.
    А вот при наличии докатки, водитель потратит 10–15 минут на её установку, может даже больше, если произошел прокол переднего колеса, в место которого ставить докатку мероприятие весьма спорное. Далее водитель направляется со скоростью менее 80 км/ч (если авто загружен под завязку, то еще меньше) до ближайшей шиномонтажной мастерской и хорошо если там не будет очереди. Ну, в общем, Вы поняли, что потери времени не соизмеримы.
  • При движении с применением докатки у автомобиля снижается устойчивость, управляемость, несколько увеличивается тормозной путь, то есть двигаться необходимо с особой осторожностью.
  • Небольшой ресурс самого колеса (2000–6000 км. пробега).

Подводя итог, скажу, что преимуществ и полноразмерной запаски гораздо больше, чем у докатки, но если посмотреть с другой стороны, то многие водителям за весь срок эксплуатации автомобиля вообще не приходиться пользоваться «запаской». Поэтому тип запасного колеса ни в коем случае не должен становиться определяющими при выборе автомобиля.

До скорых встреч, увидимся на страницах новых публикаций!

Докатка вместо обычного колеса на машине — как ездить и чем опасна? Помощь водителю

Задался я как-то вопросом, а что, если ездить вместо обычного колеса на «докатке»? Насколько это безопасно и может ли докатка заменить полноценное колесико?

Вот, что я узнал, пообщавшись с умными людьми, автолюбителями и специалистами по ремонту автомобилей.

Докатка существенно отличается от стандартных установленных колес на машине. Самое главное отличие — уменьшенные размеры докатки. К тому же она предназначена для кратковременной поездки, например до ближайшего сервисного пункта.

Вес докатки около 15 кг, что на 5 кг меньше, чем весит обычное колесо. Что же в ней такого интересного? А интересен её небольшой размер, что по сравнению с обычным колесом очень удобно, ведь остается больше места в багажнике. В принципе это ее единственное достоинство.

Очень много приходилось слышать отзывов насчет того, что докатка плохо тормозит. Но, на мой взгляд, это ругательство не обосновано, так как еще в школе было известно, что эффективное торможение не зависит от площади прикосновения или ширины диска. Потому и получается, что тормозной путь зависит лишь от скорости движения, коэффициента трения покрышки об покрытие и ускорения.

Тут же появляются и другие моменты, например коэффициент трения напрямую зависит от резины. А резина на докатке и на обычном колесе практически одинакова, по крайней мере так уверяют производители. Если асфальт сухой, то на сухом покрытии что докатка, что обычное колесо будет тормозить одинаково.

Если это не понятно, то еще более простыми совами — широкое и узкое колесо, если сделаны они из схожих материалов, тормозят одинаково. Но опять же, это верно при определенных климатических условиях.

Если же рассматривать экстремальный климат, то есть такие факторы, которые эту теорию просто разрушат, так как удобство докаток будет под сомнениями.

Тут уже нужно говорить о протекторе. Чтобы коэффициент трения покрышек о поверхность дороге был одинаковый, то нужно обеспечить равномерный и одинаковый водоотвод. Понятное дело, что обычное колесо здесь выигрывает, так как оно шире, потому протектор в ней работает эффективнее, чем в докатке, которая узкая. Именно поэтому докатка в дождь ведет себя ужасно. Вот и всё.

Если докатка будет установлена на переднюю ось автомобиля, который оборудован АБС, то при нажатии педали тормоза докатка обеспечит увеличение тормозного пути и начнет вдобавок отклонятся от прямой траектории движения.

Как видите, в нашей стране можно использовать докатку только при сухой дороге. Например, в европейских странах дренажная система на дорогах работает эффективнее и убирает воду быстрее, потому и с докаткой ездить там безопаснее и удобно. У нас же происходит наоборот: на дорогах накапливаются здоровенные лужи, на которых узкое колесо просто подбрасывает и происходят неприятные вещи.

Читать еще:  Лада веста или калина кросс что качественней

Еще один момент — докатка имеет высокий профиль. От обычных, стандартных дисков, диск докатки может отличатся примерно на дюйм, а вот высота профиля может быть от 50 до 70%. У такого колеса очень слабое сопротивление к боковым нагрузкам, шина при поворотах сильно деформируется и теряет сцепление с дорожным покрытием. Еще страшнее ездить на докатке на больших скоростях. Шина может просто настолько изгибаться, что в какой-то момент просто слетит с диска. а там уже и так понятно, что ни чем хорошим не закончится. Так что ездить быстро на докатке запрещено. Хоть в эксплуатационных документах и указано, что на ней можно ехать максимум 80 км/ч, но я бы рекомендовал не превышать скорость больше 50-60 км/ч.

Обратите внмиание! Если ваш автомобиль с передним приводом, то докатка лучше ведет себя НА ЗАДНЕЙ ОСИ. Там на неё оказывается меньше нагрузка.

Некоторые говорят о том, что докатка очень вредит трансмиссии. Сложно сказать, так ли это на самом деле. На мой взгляд, если докатка рекомендована производителем и подобрана правильно по ВИН-коду автомобиля, то проблем не должно быть.

В случае, если докатка была взята просто так, без подбора, то могут возникнуть и дополнительные проблемы: неправильная работа электроники автомобиля, сбои в работе АБС и системы стабилизации машины.

Так что лучше соблюдайте все технические и эксплуатационные условия применения докатки, которые указаны в инструкции. При переходе на докатку помните, что нельзя превышать скорость выше рекомендуемой производителем и нельзя ездить в дальние поездки. Докатка — только на экстренный случай!

Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись на канал! Впереди много интересного!

Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?

Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.

Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.

Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток.
Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.

Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.

Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.

Соответственно возникает множество проблем:

  1. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
  2. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
  3. В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
  4. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.

Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.

Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.

Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.

При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.

Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.

Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.

Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону. С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы. Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта. Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.

Читать еще:  Шевроле нива скрежет при торможении сзади

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.

Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.

Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.

Что плохого в докатке?

Нужна ли российским автолюбителям полноразмерная запаска или достаточно оснастить автомобиль докаткой?

Hyundai > Creta

Renault > Kaptur

Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.

Renault Kaptur

Думали о хорошем

И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.

Замена колеса

С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?

Ремкомплектом по бездорожью

Ремкомплект

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

  • Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

    RunFlat

    Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

    Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

    Докатка — добро или зло?

    докатка

    Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).

    Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.

    Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector