16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что обозначает знак лада

Славянский оберег Звезда Лады Богородицы: история и значение

Мудрость предков – бесценный дар, который передается из поколения в поколение на генетическом уровне. Обережные амулеты – одна из традиций, которая издревле хранит славянский род.

В Звезде Лады заключена гармония мужского и женского начала. Это символ, который оберегает женщин и бережет спокойствие семейного очага.

О богине Ладе

Матушка Лада пользовалась особым почетом у славян. Девушки называли любимого «ладо», а мужчины именовали жен «ладушкой». Лада – одна из богинь славянского пантеона, наряду с Макошью и Лелей, которая олицетворяет женское начало и плодородие.

Она изображалась молодой женщиной, на вид около 20–25 лет. Лада – это девушка, готовая вступить в замужество. Она непорочна и чиста. Длинные волосы богини распущены. В одежде преобладают природные цвета: зеленый и багряный. Металл, который ассоциируется с богиней – золото, драгоценный камень – изумруд.

Она легка характером, улыбчива и весела. Богиня наполняет мир добротой, покоем и нежностью. Исследователи славянского язычества считают, что Лада – жена Сварога, небесного кузнеца.

Подробнее о богине любви Ладе в этом видео:

Значение звезды Лады Богородицы

Основа амулета – ромб. Его пересекают два эллипсоида с закругленными краями. Они равномерно выходят за края ромба и пересекаются в центре фигуры.

Символ Лады состоит из частей, которые символизируют единство души и тела. Ромб – это семейный очаг. Эллипсоиды – мужское и женское начало. Всего у фигуры восемь лучей. Это знак единства трех сторон бытия:

  • Нави – мира усопших;
  • Яви – мира живых;
  • Прави – мира богов.

Другая трактовка акцентирует внимание на окончаниях эллипсоидов. Это четыре стороны света, которые символизируют всевидящее око Лады. Богиня лицезрит беззаконие, которое творится в мире и наказывает провинившихся людей. А тем, кто достоин милости Лады, сопутствует удача.

Магические свойства символа

Амулет принято вешать в дом для защиты жилища и близких людей. Обычно изображение вышивают на ткани, лепят из глины или вырезают из дерева. В старину для знака Лады Богородицы отводилось специальное место – красный угол. Считалось, что богиня кротким нравом способна отвести от дома гнев других богов.

С приходом христианства славянские символы заменили на иконы и кресты. Но традиция наносить обережные знаки на рушники осталась. Древние славяне верили, что символ богини-заступницы защитит жилище от злых чар и отведет порчу.

Как и кому следует носить звезду

Считалось, что замужним женщинам следует носить оберег для обретения мудрости и красоты. Богиня помогала усмирить нрав буйных мужей и укрепить любовную связь между мужем и женой. Девушка, которая носит такой оберег выглядит желаннее в глазах избранника. В доме, благословленном богиней, царит покой и взаимная поддержка. Славяне называли брак «миролюбом», памятуя, что это прежде всего союз любящих сердец.

Оберег рекомендуется носить замужним девушкам и тем, кто собирается вступить в брак. Покровительство Лады поможет наладить быт в семье и установить энергетическую связь между мужем и женой. Уверенность, радость и женское здоровье – вот то немногое, чем одарит богиня последовательниц.

Кому нельзя носить оберег

Оберег Лады не рекомендуется носить мужчинам. Для них создан квадрат Сварога, который практически идентичен знаку богини. Отличие в окончаниях эллипсоидов. У квадрата они острые, у звезды Лады – округленные.

Оба символа не рекомендуется надевать на младенцев – они слишком малы и не способны принять энергию Рода, выраженную в оберегах Лады и Сварога. Дети нуждаются в наставничестве родителей, гармонично развитых личностей, которые живут в ладу с собой, друг другом и богами.

Оберег Лады в жизни девушки

В старину на третий день рождения родители дарили девочкам звезду Лады. Ее изготовляли из дерева, которое выбирали родители. Считалось, что материал влияет на защитные свойства звезды Лады:

  • сосна продлевает жизнь;
  • осина укрепляет здоровье;
  • береза делает женственной и утонченной.

Амулет носили до подросткового возраста, т. е. пока личность ребенка формировалась. В 12 лет деревянный оберег Лады менялся на серебряный. Наступала пора поиска жениха. Милость богини помогала отыскать добропорядочного мужа и отгоняла от юной девушки злых и завистливых претендентов.

После замужества оберег вновь менялся. Серебряный талисман-советник уступал место золотому. Считалось, что благородный металл убережет хозяйку от ссор и несчастий. Все накопленные навыки и черты характера, необходимые для совместной жизни, охранялись золотым амулетом.

Символ на ткани

Славяне изображали обережные символы повсюду: на домах, оружии и предметах быта. Хозяйки вышивали символ Лады на одежде с целью оградить домочадцев от невзгод. На полотенцах и постельном белье изображался символ богини для сохранения мира и любви между супругами. Небольшая сувенирная подушечка с вышитой звездой Лады считалась хорошим подарком на свадьбу.

Рукодельнице, которая собирается сделать красивую обережную нашивку, не стоит забывать о простых правилах, которые сохранились с давних времен:

  • ткань для вышивания подойдет только хлопковая или льняная;
  • можно шить шерстяной ниткой – это усилит защитные свойства амулета;
  • узлы в работе недопустимы;
  • шить только при растущей луне;
  • не разрешается работать во время менструации;
  • отложенную вышивку нельзя прокалывать иглой;
  • если ошиблась, аккуратно распусти нитки;
  • запрещено шить при болезни и с дурными мыслями;
  • работай, размышляя о милости и дарах Лады.

Лучше всего закончить работу за один день. Но если времени не так много, то работу следует завернуть в чистый обрезок льняной ткани и отложить до следующего раза.

Звезда Лады – универсальный женский оберег, который спасет носительницу от зла и раскроет духовный потенциал. А кроме того, ношение славянской символики – лучший способ выразить почет предкам и заручиться покровительством Лады Богородицы.

Немного об авторе:

Интересное:
  • Народные приметы, суеверия, поверья 2019.06.17 Какие есть приметы и суеверия о будущей беременности
  • Обереги 2019.06.16 Кукла Зерновушка: изготовление, активация и использование оберега
  • Обереги 2019.05.22 Славянский оберег Звезда Лады Богородицы: история и значение
  • Обереги 2019.05.11 Как правильно подобрать икону для оберега дома и семьи

На всех парусах: эволюция эмблемы Lada

В — значит Волга

Можно сказать, что ладья появилась на вазовской эмблеме почти случайно. Дело в том, что в процессе запуска первой модели ВАЗ-2101 о товарном знаке как-то позабыли. Ситуация пришла к тому, что из Турина начали поступать детали для сборки первых “копеек”, в том числе и решетки радиатора, на которых вместо эмблемы зияло пустое место — не могли же итальянцы в отсутствие собственного товарного знака ВАЗа поставить туда эмблему FIAT.

Принялись спешно искать решение, и первый вариант был, как сказал бы Чак Паланик, “не самым подходящим, но первым, что приходит на ум” – дизайнер В. Антипин повторил пропорции фиатовской эмблемы и начертания букв, только вместо четырех латинских стало три русских.

Иллюстрация из книги “Высокой мысли пламень”, том 1. Эмблема автомобиля Fiat-124 и один из первых вариантов вазовского знака за авторством В. Антипина. На автомобили такой не устанавливался

Книга “Высокой мысли пламень” наиболее полно описывает рождение и начальный этап эволюции вазовского знака, да и по большому счету является единственным достоверным источником подобного рода информации о ВАЗе. В последнее время в среде знатоков автомобильной истории за этим изданием даже закрепился шуточный эпитет “тольяттинская Библия”. В этой книге, в частности, называется и автор собственно образа ладьи на товарном знаке — А. Декаленков, прибывший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Народная молва утверждает, что первый вариант этого знака Декаленков нарисовал на листке в клеточку из школьной тетради. Клеточки история не сохранила, а дошедший до нас эскиз, описывающий идею ладьи, выглядит так.

Ладья, первый вариант. Автор А. Декаленков

Сам же Декаленков в книге “Высокой мысли пламень” говорит, что эскиз заводского товарного знака главному конструктору Владимиру Соловьёву он передал в виде картонного рельефного макета в трех вариантах. А идея заключалась в том, чтобы в очертаниях ладьи читалась буква В. Очевидно, она должна была символизировать реку Волгу и находящийся недалеко от нее Волжский автомобильный завод.

Читать еще:  Лада калина кросс 8 клапанов или 16

ТОЛЬRТТИ

На основе этого образа и был рожден окончательный вид фирменного знака — дизайнер Юрий Данилов творчески переработал ладью Декаленкова и получил то, что сегодня принято считать классической вазовской эмблемой. Кстати, Декаленков остался недоволен тем, как обошлись с его детищем:

“До сих пор считаю, что изменения, внесенные Ю. Даниловым (наклон мачты, опускание паруса к основанию), испортили знак, поскольку появилась ненужная динамика, исчезла геральдика знака, его лаконизм. Это дало повод для последующих вариантов на каждой модели, что изначально недопустимо для фирменного знака. Что касается предыдущих вариантов знака, то у Данилова они были все в “запорожском” духе в виде картины с плотиной Днепрогэса. Подключился к этому и только что прибывший В. Пашко, но, не имея опыта промышленного дизайна, он делал всё в духе книжной графики. Жаль, что при утверждении знака со мной так и не посоветовались”.

Чертеж окончательного варианта знака. Здесь ладья уже переработана дизайнером Ю. Даниловым

Первые эмблемы для “копеек” изготавливались в Турине по чертежам, сделанным в Тольятти. Доподлинно не известно, кто именно дополнил ладью надписью “Тольятти” в нижней части эмблемы. Одна из версий, например, утверждает, что это сделал еще Декаленков — на том самом первом эскизе на листке в клетку. Как бы то ни было, а надпись попала в окончательный (как тогда казалось) вариант, и с этой надписью произошел широко известный курьез: по какой-то невероятной причине итальянцы перепутали кириллическую Я с латинской R, и на первой пробной партии надпись читалась как “ТОЛЬRТТИ”.

Эмблема из пробной партии с ошибочным написанием и серийный вариант, которым оснащались автомобили ВАЗ-2101 в 1970 году

Таких “неправильных” эмблем в пробной партии было порядка 30 штук, и все они, по корректному выражению автомобильных историков, “разошлись по частным коллекциям”, на автомобили такие не ставили. Сейчас эти эмблемы среди любителей автомобильной истории представляют собой редчайшую ценность, цена на чудом уцелевшие оригинальные экземпляры исчисляется сотнями евро, а кроме того, умельцами вручную изготавливаются “реплики” разной степени правдоподобности. Но большую ценность представляют и эмблемы с “правильной” надписью, ведь такие ставились только на автомобили первого года выпуска, 1970-го. Позднее надпись убрали — по законам геральдики символика товарного знака не должна быть привязана к географии производителя.

От “копейки” до “восьмерки”

Уже на самой первой модели Жигулей, седане ВАЗ-2101, эмблема начала видоизменяться. Вариант знака без надписи “Тольятти” имел, кроме того, более широкую верхнюю часть, исчезла ярко выраженная “граненость” окантовки. А на модели ВАЗ-2103 знак поменялся еще раз — сама ладья слегка сменила пропорции, вытянувшись, а окантовка “перевернулась”, и теперь более узкая часть находилась не вверху, а внизу. В целом знак стал почти прямоугольным. Собственно, четко прямоугольную форму он, стараниями Центра стиля ВАЗа, всё же обрел, но несколько позднее, на этапе более глубокой модернизации “классики”, модели ВАЗ-2106.

Товарные знаки моделей ВАЗ-2101 и 2103

Технологически первые варианты вазовской эмблемы были довольно сложным изделием, состоящим из нескольких частей. Считается, что “каноническая” эмблема Жигулей содержит рельефную хромированную ладью, хромированную же окантовку, а также фон, покрытый рубиновым лаком, сквозь который просвечивают объемные волны, создавая эффект плывущей по воде древнерусской ладьи. Такими были эмблемы на моделях с “первой” по “третью”, и такими они остались на первых “шестерках”, хотя сам знак на ВАЗ-2106 стал, как мы уже знаем, прямоугольным.

Эмблема автомобиля ВАЗ-2106

Однако на “шестерках” поздних лет выпуска, особенно в постсоветский период, ладья утратила былой лоск — внутреннюю поверхность накладки знака стали красить не красным лаком, а черной краской, в результате чего рельефные “волны” на ней переставали читаться. Сейчас в Сети можно найти многочисленные know how — рецепты по приведению поздней грубой “шестерочной” эмблемы к элегантному “каноническому” виду. Заметим, что эмблемы ВАЗ-2106 ранних годов выпуска также высоко ценятся на рынке — например, сайт sovietoldies.ru, откуда мы позаимствовали фотографию, предлагает такую эмблему за 50 евро.

Эмблемы автомобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ-2108

На “пятерках”, “семерках” и “восьмерках” от фона в виде волн отказались вовсе — эмблема стала гораздо проще в технологическом плане, хром, сталь и и лак заменил более дешевый пластик. А сам знак продолжал “мутировать”, и если на ВАЗ-2105 пропорции ладьи были близки к ранним моделям, то на ВАЗ-2108 она немного “сплюснулась”, а по периметру знака, на углах окантовки, появились более заметные скругления.

Парус над дорогой

Время кардинальных изменений пришло в начале девяностых. Связано это было, в частности, с тем, что вместо одного Волжского автомобильного завода появилось производственное объединение АВТОВАЗ, в которое входило более десятка предприятий. Да и в целом стало понятно, что нужен новый знак — отвечающий духу времени, но и отражающий традиции.

Сайт Cardesign.ru в конце 2014 года опубликовал любопытное интервью — вазовский дизайнер Владислав Пашко (придумавший, в частности облик ВАЗ-2108) подробно описывает процесс творческого поиска “от прямоугольника и овалу”. Именно тогда, в девяностых, у вазовской ладьи, помимо “вписанности” в овал, появился вариант с синей заливкой фона. Уже не просто эмблема или товарный знак, а логотип с несколькими вариантами цветового решения, часть бренд-бука и философии марки.

Такую эмблему, в пластиковом исполнении и с “хромированной” ладьей, носили машины “десятого” семейства. А в 2002 ладья видоизменилась еще раз, но почти незаметно: у знака появился более ярко выраженный объем, а очертания ладьи еще раз “оптимизировались”. Этот вариант всем хорошо знаком — с ним по стране и зарубежью колесят Гранты, Калины и Приоры.

Команда Стива

1 апреля 2015 года произошло поистине эпохальное событие — команда нынешнего главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина представила новую эмблему Lada. Такая будет красоваться на моделях Vesta и Xray, а позднее ее получат и остальные модели. Можно рассчитывать, что именно этот вариант на долгие годы будет единственно возможным, не подверженным “мутациям” отображением фирменной эмблемы.

Последний шаг — от варианта, знакомого по Приоре, Гранте и Калине, к нынешней ладье с “3D-парусами”

Бу Андерссон, президент АВТОВАЗа: “Над этим знаком работала команда дизайнеров. У нас было множество предложений, и люди работали над этим вопросом более года. В конце прошлого года мы приняли окончательное решение по логотипу — в виде ладьи в увеличенном размере. У нас богатая история и мы ею гордимся. И мы хотели, чтобы новый знак был продолжением этой истории. Но он также дает людям понять, что прошлое — это прошлое, а будущее — это будущее”.

Сама эмблема стала более крупной и объемной. Формы стали более структурированными, а дополнительные фаски слева и справа призваны не только добавить утонченности, но и сделать знак более узнаваемым. Разработчики называют ее продолжением фирменного стиля XRAY. Что ж, попутного ветра тебе, Лада!

Логотип “Лады”: история эмблемы и интересные факты

Термин «логотип» прослеживается с позапрошлого века. Но свои клейма или метки на Руси ставились мастерам еще в стародавние времена. Законодательно возможность нанесения товарного знака на свою продукцию ввели в 1830 г., а регистрировать их стали только в конце XIX века. В начале логотипы русских предпринимателей представляли из себя их Ф. И. О., выполненное, как правило, курсивом.

Предисловие

В советское время особой сложностью в изображении товарных знаков не заморачивались, хотя история с УАЗовской ласточкой, приведшая к претензиям со стороны фирмы Opel, показательна сама по себе (пришлось заменять эмблему). Простите за тавтологию, страшный на вид логотип «ВИД», похожий то ли на первого президента России, то ли на старуху-ведьму с жабой на голове был придуман супругой известного в девяностые годы прошлого столетия телеведущего и журналиста Влада Листьева. Фактически за основу взяли маску известного восточного философа из Древнего Китая – Хоу Сяна. Логотип предстоящего в России чемпиона мира по футболу визуально повторяет награду за победу в нем – кубок. А три главные эмблемы должны вызывать ассоциации с любовью к: футболу, покорению космоса и через иконопись – Богу.

Читать еще:  Лада ларгус шины какие идут с завода

Тема настоящей статьи – логотипы автомобиля «Лада». История их создания, любопытные и сопутствующие факты о них. Данные логотипы из той серии мировых брэндов, которые все сами говорят про себя, стоит их только увидеть или воспроизвести их образ при помощи ассоциативной связи.

Логотип машины «Лада»

Все началось с некомпетентности соответствующих служб автогиганта, только что построенного на берегу великой русской реки Волги, около города Куйбышев (ныне Самара). В спешке, а после приобретения у “Фиата” лицензии на выпуск легковушки, названной незатейливо, как все в СССР, – ВАЗ (Волжский Автомобильный Завод), все происходило в дикой спешке. Так велось строительство, готовилась документация, набирался персонал. Вот и забыли зарегистрировать товарный знак этой марки.

Уже начали производить знаменитую «копейку», ВАЗ-2101, когда спохватились. На прибывающих из Италии решетках радиатора место эмблемы оставалось пустым. Поступили опять же в советских традициях – просто и не умничая. В точные пропорции предыдущей эмблемы вписали три русские буквы, так и появился логотип “Лады” – ВАЗ.

Казус с надписью ТОЛЬЯТТИ

Но все же “копейка” вышла с новой эмблемой (в целом, логотип видоизменялся шесть раз), символизирующей реку Волгу и плававшие по ней в древности русские ладьи. Автор А. Декаленков ставил перед собой задачу, чтобы в очертаниях ладьи угадывалась русская буква В, то есть Волга.

Понизу он написал «ТОЛЬЯТТИ». Тольятти – город (ранее Ставрополь-Волжский), вытянувшийся вдоль берега Волги. Переименован в честь тогдашнего генерального секретаря итальянской коммунистической партии – Пальмиро Тольятти. В этом городе в 1966 г. запущен завод по массовому производству «всенародного» автомобиля.

Эскиз Декаленкова доработали и запустили в производство. С надписью «ТОЛЬЯТТИ» произошел казус. В Турине вместо русской буквы Я напечатали латинскую R, то есть зеркально отобразили русскую букву. Эта партия эмблем (30 штук) до самой автомашины не дошла и была разобрана по частным коллекциям. В настоящее время оценивается коллекционерами очень дорого.

ВАЗ-2101 выпустили в 1970 г. с данной эмблемой, но уже вскоре надпись убрали, так как в геральдике не принята привязка к месту производства. Также убрали угловатость окантовки и сделали верх логотипа более широким. Таким он дошел до третьей модели. На ВАЗ-2103 эмблема стала почти прямоугольной и рубинового цвета, сквозь который угадывались речные волны. На ВАЗ-2106 волны исчезли, так как цвет лака сменили на черный, а сама эмблема стала четко прямоугольной. На моделях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2108 хром и сталь заменили на более дешевый и практичный пластик. Что примечательно, на советской «восьмерке» у знака появилась легкая приплюснутость. Так машина выпускалась вплоть до 2003-го.

Лихие девяностые

В начале девяностых годов прошлого века вместе со всей страной переживало кризис и ПО “АвтоВАЗ”. Завод мог бы, несмотря на кризис, на самом деле «сказочно обогатиться», так как себестоимость производства была менее половины реальной цены автомобиля. Но заводу не доставалось ничего – все забирали себе перекупщики, облепившие АвтоВАЗ, как клопы, высасывая все до последнего рубля. Производитель уверенно шел к банкротству.

Одновременно это было и время радикальных перемен. Конечно, затронули они и логотип «Лады». На Западе позаимствовали форму овала. Ладью стилизовали под латинскую букву S, а парус под V (намеренно или нет, но получилось знаменитое древнеримское сокращение, означавшее «против»). От паруса в разные стороны исходили белые дуги, образующие еще один, на этот раз, незаконченный овал. Фон синий, как и выполненное крупным шрифтом слово ЛАДА.

По своему исполнению и философии западного типа мышления товарный знак превратился в полноценный логотип «Лады» ВАЗ. Пластик с хромированной ладьей мы долго наблюдали у автомобилей «десятого» семейства жигулей.

Реклама отечественного автопрома В. В. Путиным

Логотип «Лады Калины» при начале ее продаж в 2004 г. немного оптимизировали – изображение стало объемнее, а также всего чуть-чуть изменились очертания ладьи. С этим же знаком колесила по стране и «Лада Гранта». Большой вклад в раскрутку и рекламу как товарного знака, так и самих автовазовских машин внес Владимир Владимирович Путин. Будучи в ранге премьер-министра РФ, он в 2010 г. за три дня проехал более двух тысяч километров на желтой «Ладе Калине», дав ей положительную оценку.

А в 2017 г., уже в ранге Президента РФ, во время разговора с жительницей города Брянска, владелицей такой машины, назвал “Ладу Калину” хорошей машиной. Не так хорошо показала себя в «общении» с президентом «Лада Гранта». Сначала не хотел открываться багажник, а потом и вовсе долго не заводилась. Кстати, о «Ладе Весте», прибыв на ней на заседание «Валдайского клуба», Владимир Владимирович Путин высказался также хорошо, как и о «Ладе Калине», упомянув ее приемистость, легкость в управлении и мягкий ход.

Продолжая эту тему, невозможно не упомянуть тот факт, что ролик о кроссовере «Лада Х Рей» снят в жанре трэш-комедии и фильма-путешествия про Путина – «Каникулы Президента», где по сюжету он отправляется в Крым именно на этой марке автомашины.

Покупка акций АтоВаза альянсом “Рено-Ниссан”

В июне 2014 г. альянс “Рено-Ниссан” довел свою долю в акциях АвтоВАЗа до более чем 2/3. И на следующий год произошел ребрендинг, который захватил и логотипы «Лады Приоры». Новая (разработка шеф-дизайнера Стива Маттина) и пока последняя эмблема появилась уже на всех автомобилях “Лада”, выпускаемых с тех пор – «Лада Калина», «Лада Гранта», «Лада Приора», «Лада Vesta», «Лада Xray», «Лада Largus» и «Лада 4х4».

Логотип стал более крупным, выпуклым и объемным (острословы прозвали его 3D с парусами), убран синий цвет и остался один полный овал. Мнения экспертов, как всегда, разделились. Многие хвалят новый логотип, другие также огульно его хулят. Приведем нейтральное мнение по поводу овала. В автоэмблемах овал занимает долю около 1/3 (данный овал ближе всего к фордовскому) и если рестайлинг должен убедить покупателя, что «Лада» – самый автомобильный автомобиль, то цель достигнута.

Логотип «Лады» с подсветкой

На все модели Лады можно не за дорого установить водонепроницаемый логотип, в том числе и подсветкой дверей.

«Запитывается» он от габаритных огней и стоп-сигнала, имеется на выбор два цвета: красный или белый (создается видимость яркого голубовато-синего света).

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет данный логотип. В настоящее время АвтоВАЗ занимает около 20 процентов рынка легковых автомашин Российской Федерации. По соотношению цены и приспособленности к реалиям российской действительности эта марка является одной из самых лучших, в чем ей, несомненно, помогает логотип «Лады». «Веста» в мае текущего года получила премию «ТОП-5 Авто» за лучшее соотношение цены-качества, а также дизайна-практичности. Награду получил Стив Маттин. В другой номинации (спорткар/купе/кабриолет) победил “Лексус LC 500” – флагманское купе. Но это уже тема другой статьи.

Эволюция эмблемы Lada (11 фото)

В — значит Волга

Можно сказать, что ладья появилась на вазовской эмблеме почти случайно. Дело в том, что в процессе запуска первой модели ВАЗ-2101 о товарном знаке как-то позабыли. Ситуация пришла к тому, что из Турина начали поступать детали для сборки первых “копеек”, в том числе и решетки радиатора, на которых вместо эмблемы зияло пустое место — не могли же итальянцы в отсутствие собственного товарного знака ВАЗа поставить туда эмблему FIAT.

Принялись спешно искать решение, и первый вариант был, как сказал бы Чак Паланик, “не самым подходящим, но первым, что приходит на ум” – дизайнер В. Антипин повторил пропорции фиатовской эмблемы и начертания букв, только вместо четырех латинских стало три русских.

Читать еще:  Диски рельсы на гранту

Книга “Высокой мысли пламень”наиболее полно описывает рождение и начальный этап эволюции вазовского знака, да и по большому счету является единственным достоверным источником подобного рода информации о ВАЗе. В последнее время в среде знатоков автомобильной истории за этим изданием даже закрепился шуточный эпитет “тольяттинская Библия”. В этой книге, в частности, называется и автор собственно образа ладьи на товарном знаке — А. Декаленков, прибывший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Народная молва утверждает, что первый вариант этого знака Декаленков нарисовал на листке в клеточку из школьной тетради. Клеточки история не сохранила, а дошедший до нас эскиз, описывающий идею ладьи, выглядит так.

Сам же Декаленков в книге “Высокой мысли пламень” говорит, что эскиз заводского товарного знака главному конструктору Владимиру Соловьёву он передал в виде картонного рельефного макета в трех вариантах. А идея заключалась в том, чтобы в очертаниях ладьи читалась буква В. Очевидно, она должна была символизировать реку Волгу и находящийся недалеко от нее Волжский автомобильный завод.

ТОЛЬRТТИ

На основе этого образа и был рожден окончательный вид фирменного знака — дизайнер Юрий Данилов творчески переработал ладью Декаленкова и получил то, что сегодня принято считать классической вазовской эмблемой. Кстати, Декаленков остался недоволен тем, как обошлись с его детищем:

“До сих пор считаю, что изменения, внесенные Ю. Даниловым (наклон мачты, опускание паруса к основанию), испортили знак, поскольку появилась ненужная динамика, исчезла геральдика знака, его лаконизм. Это дало повод для последующих вариантов на каждой модели, что изначально недопустимо для фирменного знака. Что касается предыдущих вариантов знака, то у Данилова они были все в “запорожском” духе в виде картины с плотиной Днепрогэса. Подключился к этому и только что прибывший В. Пашко, но, не имея опыта промышленного дизайна, он делал всё в духе книжной графики. Жаль, что при утверждении знака со мной так и не посоветовались”.

Первые эмблемы для “копеек” изготавливались в Турине по чертежам, сделанным в Тольятти. Доподлинно не известно, кто именно дополнил ладью надписью “Тольятти” в нижней части эмблемы. Одна из версий, например, утверждает, что это сделал еще Декаленков — на том самом первом эскизе на листке в клетку. Как бы то ни было, а надпись попала в окончательный (как тогда казалось) вариант, и с этой надписью произошел широко известный курьез: по какой-то невероятной причине итальянцы перепутали кириллическую Я с латинской R, и на первой пробной партии надпись читалась как “ТОЛЬRТТИ”.

Таких “неправильных” эмблем в пробной партии было порядка 30 штук, и все они, по корректному выражению автомобильных историков, “разошлись по частным коллекциям”, на автомобили такие не ставили. Сейчас эти эмблемы среди любителей автомобильной истории представляют собой редчайшую ценность, цена на чудом уцелевшие оригинальные экземпляры исчисляется сотнями евро, а кроме того, умельцами вручную изготавливаются “реплики” разной степени правдоподобности. Но большую ценность представляют и эмблемы с “правильной” надписью, ведь такие ставились только на автомобили первого года выпуска, 1970-го. Позднее надпись убрали — по законам геральдики символика товарного знака не должна быть привязана к географии производителя.

От “копейки” до “восьмерки”

Уже на самой первой модели Жигулей, седане ВАЗ-2101, эмблема начала видоизменяться. Вариант знака без надписи “Тольятти” имел, кроме того, более широкую верхнюю часть, исчезла ярко выраженная “граненость” окантовки. А на модели ВАЗ-2103 знак поменялся еще раз — сама ладья слегка сменила пропорции, вытянувшись, а окантовка “перевернулась”, и теперь более узкая часть находилась не вверху, а внизу. В целом знак стал почти прямоугольным. Собственно, четко прямоугольную форму он, стараниями Центра стиля ВАЗа, всё же обрел, но несколько позднее, на этапе более глубокой модернизации “классики”, модели ВАЗ-2106.

Технологически первые варианты вазовской эмблемы были довольно сложным изделием, состоящим из нескольких частей. Считается, что “каноническая” эмблема Жигулей содержит рельефную хромированную ладью, хромированную же окантовку, а также фон, покрытый рубиновым лаком, сквозь который просвечивают объемные волны, создавая эффект плывущей по воде древнерусской ладьи. Такими были эмблемы на моделях с “первой” по “третью”, и такими они остались на первых “шестерках”, хотя сам знак на ВАЗ-2106 стал, как мы уже знаем, прямоугольным.

Однако на “шестерках” поздних лет выпуска, особенно в постсоветский период, ладья утратила былой лоск — внутреннюю поверхность накладки знака стали красить не красным лаком, а черной краской, в результате чего рельефные “волны” на ней переставали читаться. Сейчас в Сети можно найти многочисленные know how — рецепты по приведению поздней грубой “шестерочной” эмблемы к элегантному “каноническому” виду. Заметим, что эмблемы ВАЗ-2106 ранних годов выпуска также высоко ценятся на рынке — например, сайт, откуда мы позаимствовали фотографию, предлагает такую эмблему за 50 евро.

На “пятерках”, “семерках” и “восьмерках” от фона в виде волн отказались вовсе — эмблема стала гораздо проще в технологическом плане, хром, сталь и и лак заменил более дешевый пластик. А сам знак продолжал “мутировать”, и если на ВАЗ-2105 пропорции ладьи были близки к ранним моделям, то на ВАЗ-2108 она немного “сплюснулась”, а по периметру знака, на углах окантовки, появились более заметные скругления.

Парус над дорогой

Время кардинальных изменений пришло в начале девяностых. Связано это было, в частности, с тем, что вместо одного Волжского автомобильного завода появилось производственное объединение АВТОВАЗ, в которое входило более десятка предприятий. Да и в целом стало понятно, что нужен новый знак — отвечающий духу времени, но и отражающий традиции.

Сайт Cardesign.ru в конце 2014 года опубликовал любопытное интервью — вазовский дизайнер Владислав Пашко (придумавший, в частности облик ВАЗ-2108) подробно описывает процесс творческого поиска “от прямоугольника и овалу”. Именно тогда, в девяностых, у вазовской ладьи, помимо “вписанности” в овал, появился вариант с синей заливкой фона. Уже не просто эмблема или товарный знак, а логотип с несколькими вариантами цветового решения, часть бренд-бука и философии марки.

Такую эмблему, в пластиковом исполнении и с “хромированной” ладьей, носили машины “десятого” семейства. А в 2002 ладья видоизменилась еще раз, но почти незаметно: у знака появился более ярко выраженный объем, а очертания ладьи еще раз “оптимизировались”. Этот вариант всем хорошо знаком — с ним по стране и зарубежью колесят Гранты, Калины и Приоры.

Команда Стива

1 апреля 2015 года произошло поистине эпохальное событие — команда нынешнего главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина представила новую эмблему Lada. Такая будет красоваться на моделях Vesta и Xray, а позднее ее получат и остальные модели. Можно рассчитывать, что именно этот вариант на долгие годы будет единственно возможным, не подверженным “мутациям” отображением фирменной эмблемы.

Бу Андерссон, президент АВТОВАЗа: “Над этим знаком работала команда дизайнеров. У нас было множество предложений, и люди работали над этим вопросом более года. В конце прошлого года мы приняли окончательное решение по логотипу — в виде ладьи в увеличенном размере. У нас богатая история и мы ею гордимся. И мы хотели, чтобы новый знак был продолжением этой истории. Но он также дает людям понять, что прошлое — это прошлое, а будущее — это будущее”.

Сама эмблема стала более крупной и объемной. Формы стали более структурированными, а дополнительные фаски слева и справа призваны не только добавить утонченности, но и сделать знак более узнаваемым. Разработчики называют ее продолжением фирменного стиля XRAY. Что ж, попутного ветра тебе, Лада!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: