Расстояние между колесами приора
Ремонт Priora 22-2
Колеса и шины
КОЛЕСА
Автомобильные колеса различают по конструкции, технологии изготовления и размерам, определяющим принадлежность колеса данному автомобилю, а также размерам и типам возможных для применения на нем шин.
Колеса для легковых автомобилей обычно изготавливаются из стали или легких сплавов. Легкосплавные литые и кованые колеса изготавливаются целиком из единой заготовки. При этом литые колеса вытачиваются непосредственно из отливки, а кованые — из предварительно прокованной заготовки (поковки), что обеспечивает им более высокую прочность.
Основные элементы и размеры колеса:
1 — закраина обода;
2 — полка;
3 — кольцевые выступы (хампы) для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины;
4 — плоскость крепления;
а — монтажный диаметр;
б — ширина обода;
в — вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса);
г — диаметр центрального отверстия под ступицу;
д — диаметр окружности расположения крепежных болтов.
Определяющими для обода размерами служат монтажный (посадочный) диаметр «а» и ширина «б» профиля обода. Размеры обода могут обозначаться в миллиметрах, но чаще встречается обозначение в дюймах, например 6J×14. В обоих случаях первая цифра обозначает ширину обода, буква J — форму его профиля (встречаются также обозначения E, L, K), а последние цифры — монтажный диаметр колеса, соответствующий тому же размеру шины.
Возможное дополнительное обозначение Н (Н2) озна чает наличие на ободе одного или двух хампов. Хампами называют кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов — надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса.
В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква H. Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже.
Вылет колес (размер «в») в маркировке колеса обозначается как ЕТ и приводится в миллиметрах. Диаметр центрального отверстия (размер «г») и диаметр расположения отверстий под крепежные болты («д») приводятся в мм и обозначаются соответственно DIA и PCD.
На «Приору» устанавливают колеса следующих размерностей: 5,0J×14 H2, 5,5J ×14 H2 или 6,0J ×14 H2. Размерность легкосплавного колеса…
…промаркирована на его внутренней стороне.
Полная характеристика колеса «Приоры» 5,5J×14 Н2 4 ×98×58,5 ET35, где:
5,5 — посадочная ширина обода;
J — условное обозначение профиля;
14 — посадочный диаметр (в дюймах), на который опирается шина;
Н2 — наличие двух хампов;
4 — количество крепежных отверстий;
98 — диаметр окружности центров крепежных отверстий (PCD), мм;
58,5 — диаметр центрального отверстия (DIA), мм;
ЕТ35 — вылет колеса, мм.
Главное преимущество легкосплавных колес перед стальными — меньшая масса. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к снижению неподрессоренных инерционных масс и улучшению условий работы подвески автомобиля, так как колесо быстрее «повинуется» возвращающему действию упругих элементов подвески и восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это повышает комфортабельность езды и безопасность движения. Улучшаются управляемость автомобиля, тормозная динамика, незначительно снижается расход топлива. Благодаря высокой точности изготовления и характеристикам материалов легкосплавные колеса лучше удерживают бескамерную шину на ободе.
Кованые колеса в сравнении с литыми весят еще меньше. Они имеют меньшую толщину стенок — до 3 мм, в то время как у литых стенки должны быть не тоньше 5,5 мм. Тем не менее кованые колеса лучше переносят удары от неровностей дорожного покрытия и более стойки к разрушению и деформации.
Легкосплавные колеса изготавливаются в основном из алюминиевых сплавов. Реже используется магний, хотя колеса из него легче алюминиевых на 0,5–1,5 кг и имеют лучшую (в 100 раз) демпфирующую способность. Кроме того, благодаря высокой теплопроводности магний позволяет дополнительно снижать нагрев тормозных механизмов и ступиц автомобиля при движении. Алюминий и особенно магний — металлы, весьма подверженные коррозии. Чтобы защитить колеса, их производители применяют дорогостоящие покрытия — специальные лаки сложных составов, но эта защита не вечна, а восстановить ее очень трудно.
Повредить лак можно не только на плохой дороге или под воздействием зимней соли, но и при неумелом монтаже/ демонтаже шины. Кроме того, легкосплавные колеса балансируются с помощью специальных грузов, которые наклеиваются на поверхность обода. Обычные грузы на скобах могут просто не установиться на округлую закраину обода, а после перебалансировки колеса на нем могут остаться царапины и пятна коррозии от контакта со сталью скоб.
Увеличенная толщина диска легкосплавного колеса не позволяет применять для его крепления штатные колесные болты. Вместо них требуются более длинные, которые, как правило, приобретают в комплекте с колесами. Стойкость к деформации от ударов у легкосплавных колес выше, чем у стальных. Однако стальное колесо при деформации никогда не разрушается, и на нем, если оно способно удерживать воздух в шине, можно доехать до места ремонта. Легкосплавные колеса при сильном ударе, как правило, просто раскалываются. Кроме того, если погнутое стальное колесо можно выправить («прокатать») на специальном станке, то легкосплавное восстановить значительно опаснее.
Конструктивные элементы и основные размеры шин:
D — наружный диаметр;
H — высота профиля шины;
B — ширина профиля шины;
d — посадочный диаметр обода колеса (шины);
1 — каркас;
2 — брекер;
3 — протектор;
4 — боковина;
5 — борт;
6 — бортовая проволока;
7 — наполнительный шнур
Конструкция шины имеет следующие основные элементы.
Каркас 1 — главный силовой элемент шины, который придает ей прочность и гибкость, а также определяет многие эксплуатационные свойства. Представляет собой несколько (обычно четыре) слоев обрезиненного корда: текстильного или сочетания текстильного со стальным. В каркасе радиальной шины все нити корда расположены параллельно — по радиусу от одного борта к другому.
Брекер 2 — подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности шины между каркасом и протектором.
Протектор 3 — «беговая» часть шины, непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой износостойкой резины, внутренняя часть которой — сплошная полоса, а наружная — рельефная, т. е. покрытая рисунком. Этот рисунок определяет назначение шины и приспособленность ее для работы в тех или иных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины можно разделить на дорожные; всесезонные (универсальные); зимние шины, в том числе предназначенные для установки шипов противоскольжения; шины для движения в условиях бездорожья, а также спортивно-гоночные.
Боковина 4 — тонкий (1,5 – 3,0 мм) слой резины на боковых стенках шины. Совместно с каркасом осуществляет несущую функцию, защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги, а также служит для нанесения маркировки шины.
Борт 5 — часть шины, предназначенная для фиксации ее на ободе колеса. Состоит из слоя корда, обернутого вокруг проволочного бортового кольца 6, и резинового наполнительного шнура 7. Борта препятствуют растягиванию шины и обеспечивают ее структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.
У бескамерных шин внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем, наложенным на внутренний слой каркаса, а вентиль вставляется в отверстие в ободе колеса.
Бескамерные шины при проколах, особенно небольших, теряют воздух не так быстро, как камерные шины. При этом в некоторых случаях прокол можно загерметизировать, не снимая шины с колеса. Рекомендуем приобрести набор для ремонта бескамерных шин и возить его с собой в автомобиле, особенно в путешествии, вдали от шиномонтажных мастерских. При этом с собой обязательно следует взять шинный насос или электрический компрессор.
Набор для ремонта бескамерных шин:
1 — инструмент для зачистки отверстия;
2 — клей-активатор;
3 — ремонтные вставки (жгутики);
4 — инструмент для введения ремонтной вставки
Таким способом можно отремонтировать только небольшие проколы в зоне протектора. Для ремонта боковины шины этот способ неприемлем. Для определения места прокола необходимо накачать шину и смочить ее поверхность водой. Место прокола будет лучше видно, если в воду добавить автошампунь или применить мыльный раствор.
Удаляем предмет, проткнувший шину.
Нанеся несколько капель клея-активатора на инструмент для зачистки отверстия…
…зачищаем стенки отверстия, вводя в него (3–4 раза) инструмент приблизительно под тем же углом, под которым располагался проколовший покрышку предмет.
Вставляем жгутик в игольчатую головку инструмента для введения ремонтной вставки и выравниваем концы жгутика. Наносим клей-активатор на жгутик.
Вставляем инструмент со жгутиком в ремонтируемое отверстие так…
…чтобы концы жгутика выступали наружу примерно на 10–15 мм.
Аккуратно извлекаем инструмент из отверстия, следя за тем, чтобы жгутик оставался в отверстии.
Обрезаем выступающие концы жгутика заподлицо с поверхностью протектора.
Насосом доводим давление в шине до нормы — колесо готово к эксплуатации. На автомобили «Приора» устанавливаются бескамерные радиальные шины размерностью 175/65 R14 82H или 185/60 R14 82H.
Маркировка шины «Приоры»
Расшифровка обозначения 175/65 R14 82 Н:
175 — условная ширина профиля шины (В), мм;
65 — отношение высоты профиля шины (Н) к ширине (В), %;
R — обозначение радиальной шины;
14 — посадочный диаметр в дюймах;
82 — условный индекс грузоподъемности шины (475 кгс);
Н — индекс скорости шины (210 км/ч).
Также на боковой поверхности шины нанесены обозначения «Radial» — радиальная шина и «Tubeless» — бескамерное исполнение шины.
Размеры колес и шин определяет завод-изготовитель автомобиля и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно, исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, грузоподъемности и максимальной скорости.
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ И УХОД ЗА ШИНАМИ
Колеса и шины необходимо регулярно осматривать, выявляя появившиеся повреждения (порезы, проколы), удалять застрявшие в шашках протектора или между ними посторонние предметы. На наружных боковинах шин могут возникать трещины, потертости о бордюры при неудачных парковках. Также следует осматривать шины на предмет износа протектора, особенно одностороннего или неравномерного.
В движении состояние шин контролируется по способности автомобиля «держать дорогу» на высокой скорости. Если с ростом скорости появляются и нарастают вибрации, боковой увод или «рыскание» автомобиля, следует немедленно остановиться и проверить состояние шин. Чаще всего причиной оказывается снижение давления в одной или нескольких шинах, которое следует обязательно довести до нормы, так как при пониженном давлении элементы конструкции шины работают неправильно, возникает перегрев, ускоренный износ и разрушение шины изнутри.
Срок службы шин производителями самих шин и автомобилей, как правило, не оговаривается, поскольку сильно зависит от условий эксплуатации и стиля вождения. Средний водитель, покупая новые шины, вправе рассчитывать примерно на 40 – 50 тыс. км их пробега, аккуратный, бережливый – на 70 – 80 тыс. км. Езда по неровным дорогам, на перекачанных или недокачанных шинах, удары о препятствия, частые резкие ускорения и торможения, высокие скорости, перегрузки автомобиля ускоряют износ шин на 20 – 50 %.
Эксплуатация шин с отслоениями протектора, каркаса, брекера, вздутиями на боковинах («грыжами»), с глубокими повреждениями, обнажающими корд, запрещена. Изношенную шину следует немедленно, не дожидаясь ее аварийного разрушения, заменить новой.
Протекторы шин передних колес изнашиваются быстрее задних. Чтобы обеспечить равномерный износ шин, завод-изготовитель рекомендует через каждые 30 000 км пробега переставлять колеса в соответствии со схемой перестановки.
Схема перестановки колес
При этом следует учитывать, что условия работы колес передней и задней осей разные. Поэтому в течение первых нескольких сотен километров, пока шины не «приработаются», повышается интенсивность изнашивания протектора.
Как отрегулировать сход-развал колес автомобиля Лада Приора
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески.
Регулируют три параметра: угол продольного наклона оси поворота, угол развала колеса и схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника верхней опоры амортизаторной стойки в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля.
Угол продольного наклона оси поворота способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения.
Симптомы отклонения величины угла от нормы — увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шины.
Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжки.
Для увеличения угла шайбы снимают с переднего или заднего конца растяжки, а для уменьшения угла дополнительно устанавливают на задний конец растяжки (установить дополнительные шайбы на передний конец растяжки не всегда возможно из-за его короткой резьбовой части).
При установке или снятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Регулировочных шайб на переднем конце растяжки не должно быть более двух, а на заднем конце — более четырех.
Угол развала колеса — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью.
Угол развала колеса способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески.
При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку при ослабленной затяжке гаек верхнего и нижнего болтов.
Схождение колес — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля.
Иногда этот угол вычисляют по разности расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров.
Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение регулируется вращением регулировочных резьбовых втулок при ослабленных стяжных болтах наконечников рулевых тяг.
Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально).
Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечно направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания.
Перед этим следует убедиться, что:
— давление в шинах соответствует норме;
— износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков;
— отсутствуют люфты в подшипниках ступиц передних колес;
— отсутствуют люфты в приводе рулевого управления;
— элементы подвески не имеют де формаций и разрушений;
— резинометаллические шарниры подвески не имеют повреждений износа;
— колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы.
В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и в последнюю очередь схождение.
После установки автомобиля на стенд для контроля углов, необходимо «прожать» подвеску автомобиля, приложив два-три раза усилие в вертикальной плоскости к заднему, а затем к переднему бамперам.
Углы установки передних колес под нагрузкой 320 кг
Как отрегулировать сход-развал колес автомобиля Лада Приора
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески.
Регулируют три параметра: угол продольного наклона оси поворота, угол развала колеса и схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника верхней опоры амортизаторной стойки в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля.
Угол продольного наклона оси поворота способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения.
Симптомы отклонения величины угла от нормы — увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шины.
Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжки.
Для увеличения угла шайбы снимают с переднего или заднего конца растяжки, а для уменьшения угла дополнительно устанавливают на задний конец растяжки (установить дополнительные шайбы на передний конец растяжки не всегда возможно из-за его короткой резьбовой части).
При установке или снятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Регулировочных шайб на переднем конце растяжки не должно быть более двух, а на заднем конце — более четырех.
Угол развала колеса — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью.
Угол развала колеса способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески.
При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку при ослабленной затяжке гаек верхнего и нижнего болтов.
Схождение колес — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля.
Иногда этот угол вычисляют по разности расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров.
Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение регулируется вращением регулировочных резьбовых втулок при ослабленных стяжных болтах наконечников рулевых тяг.
Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально).
Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечно направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания.
Перед этим следует убедиться, что:
— давление в шинах соответствует норме;
— износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков;
— отсутствуют люфты в подшипниках ступиц передних колес;
— отсутствуют люфты в приводе рулевого управления;
— элементы подвески не имеют де формаций и разрушений;
— резинометаллические шарниры подвески не имеют повреждений износа;
— колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы.
В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и в последнюю очередь схождение.
После установки автомобиля на стенд для контроля углов, необходимо «прожать» подвеску автомобиля, приложив два-три раза усилие в вертикальной плоскости к заднему, а затем к переднему бамперам.
Углы установки передних колес под нагрузкой 320 кг
Диски на Лада Приора
Лада Приора — автомобиль класса «С», изготавливается в версиях кузова «хэтчбек», «седан» и «универсал». Lada Priora имеет улучшенные характеристики звукоизоляции, подвеска адаптирована для отечественных дорог, стоимость деталей ниже на 10 – 15% в сравнении с зарубежными аналогами.
Несмотря на ряд минусов в конструкции, модель остается наиболее популярной на территории СНГ. По статистике угонов, Lada Priora также занимает лидирующие места.
Какие диски ставились на различные версии автомобиля
Конструкция Lada Priora в большей степени имеет сходство с популярной «ВАЗ 2110» (десятка), серийное производство которой закончено в 2008 году. В «десятку» внесли более 100 изменений, после чего создали три новые модификации авто:
Это соответственно седан, хэтчбек, универсал, изготавливаемые после 2008 – 2009 годов. Комплектация: «Стандарт», «Норма» и «Люкс», в зависимости от материалов отделки, дополнительных опций, мощности силового агрегата.
- 1,6 л. / 8 кл. / 90 л.с.;
- 1,6 л. / 16 кл. / 98 л.с.
Размеры колес
- Первое поколение Лада Приора
Не менее важно знать следующие характеристики:
- PCD (Pitch Circle Diameter) диаметр окружности центра крепежных отверстий: 97 мм;
- Сверловка: количество отверстий 4;
- Тип крепежа: М12 – диаметр шпильки;
- Размер резьбы (шаг): 1.25;
- Диаметр центрального отверстия: 59 мм;
- Давление (передние / задние): 1.9 / 2.0 бар.
PCD рассчитывается путем измерения расстояния между центрами противоположных отверстий. Замеряем линейкой, демонтировать колесо вовсе не обязательно.
- Для дисков в пятью болтами полученный результат умножаем на коэффициент 1.06;
- Для четырех болтовой конструкции PCD = фактическому расстоянию.
Вылет (вынос) обода обозначается ET, единица измерения миллиметры. Это расстояние между точкой соприкосновения диска к ступице и серединой ширины обода.
В разных странах обозначение разное. Например, во Франции носит название DEPORT, в Азии OFFSET.
Вынос положительный, если плоскость не выходит за точку соприкосновения, в противном случае вылет отрицательный.
Чем дальше обод находится от кузова, тем величина вылета тяготеет к нулевой отметке.
- D – диаметр центрального отверстия, измеряется в миллиметрах.
- J, H и последующие символы по алфавиту обозначают маркировку хампов на полке обода. Симметричный, ассиметричный и комбинированный.
Простым языком «хамп» — это выступ на ободе для бескамерной шины. При движении «рельсы» удерживает борта шины, предотвращая разгерметизацию.
Цифровые символы указывают на дату выпуска, месяц, год.
- TUV — аббревиатура контролирующего органа, на предмет соответствия стандартам качества.
Максимальная нагрузка на колесо (MAX LOAD). Единица измерения зависит от страны производителя резины, обода: США, Европа, Азия.
Второе поколение Лада Приора
В конце 2013 года вышло второе поколение Лада Приора. Обновления затронули не только интерьер, силовые установки, но и экстерьер. Версии остались прежние «Стандарт», «Норма», «Люкс», но с незначительными изменениями.