Главный цилиндр сцепления ваз 2107 устройство
Как заменить главный цилиндр сцепления на ВАЗ 2107 самостоятельно
Автомобили Волжского завода моделей 01-07 имеют гидравлический привод сцепления. Замена главного исполнительного устройства данного механизма автомобиля ВАЗ 2107 производится в случае его поломки или отказа. Цилиндр закреплен на щите моторного отсека со стороны водителя двумя шпильками и гайками, в верхней части установлен бачок с тормозной жидкостью. От него до рабочего узла проложен трубопровод.
Диагностика неисправности
Выявление причин неисправности привода сцепления начинается с наружного осмотра и проверки главного и рабочего цилиндра. Основная причина неисправностей данных узлов в большинстве случаев это износ резиновых манжет и выработка на стенках механизма. Главный и рабочий привод в таком случае подлежит безусловной замене, попытки его ремонта редко дают положительный результат.
Демонтаж гидропривода
Для выполнения операции нам потребуется:
- емкость для эксплуатационной жидкости и шприц большого объема.
- набор гаечных ключей и головок;
- отвертка и пассатижи.
Порядок выполнения работ следующий:
- Из расширительного бачка главного цилиндра автомобиля ВАЗ 2107 откачивается тормозная жидкость при помощи шприца. От привода отстыковывается резиновая трубка из нее тоже вливаются остатки в подготовленную емкость. При попадании жидкости на лакокрасочные поверхности их необходимо протереть влажной тряпкой.
- При помощи рожкового ключа на «10» выкручиваем штуцер трубопровода, соединяющего главный и рабочий гидроприводы.
- При помощи головки на «13» и переходника-удлинителя откручиваем гайки, удерживающие узел на щите моторного отсека.
- Для снятия главного цилиндра со шпилек достаточно нажать на педаль сцепления, это сдвинет его с места, после чего можно вытащить его руками.
Работы по снятию узла завершены, и можно приступать к установке запасной части.
Монтаж гидропривода
Замена механизма предполагает приобретение его в розничной сети или через интернет. Работа по установке выполняется в такой последовательности:
- Главный цилиндр сцепления автомобиля ВАЗ 2107 надевается на шпильки и продвигается до упора в основание.
- На крепеж наворачиваются гайки и затягиваются гаечным ключом на «13».
- В основной цилиндр вкручивается штуцерная гайка трубопровода, проложенного до рабочего гидропривода.
- Резиновая трубка стыкуется к пластиковому соединительному элементу и закрепляется хомутом.
- В расширительный бачок заливается тормозная жидкость, которая по трубкам попадает в основной и рабочий цилиндр привода сцепления. Замена жидкости в системе обязательна из-за продуктов износа.
По завершении монтажа деталей необходимо провести осмотр и проверить затяжку гаек. Замена основного или рабочего привода сцепления автомобиля ВАЗ 2107 заканчивается прокачкой системы.
Ремонт и замена главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107 своими руками
Во всех классических моделях ВАЗ муфта сцепления управляется с помощью гидропривода. Важная роль в системе гидравлического привода отводится главному цилиндру сцепления.
Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2107
Гидравлический привод муфты сцепления ВАЗ 2107 — оптимальный вариант для автомобилей с задним приводом. Важная роль в системе гидропривода отводится главному цилиндру сцепления (ГЦС).
Назначение ГЦС
ГЦС преобразует силу нажатия на педаль в давление рабочей жидкости (РЖ), которое через трубопроводы с помощью поршня рабочего цилиндра (РЦС) передаётся на шток вилки. Последняя в результате этого поворачивается на шарнирной опоре и перемещает нажимной подшипник, включая или выключая муфту сцепления (МС). Таким образом, ГЦС выполняет две функции:
- преобразует нажатие на педаль сцепления в давление РЖ;
- передаёт давление на рабочий цилиндр.
Принцип работы ГЦС
Для создания давления в гидравлической системе необходимы:
- рабочая среда;
- цилиндр с поршнем;
- сила, которая заставит поршень двигаться.
В качестве рабочей жидкости в приводе МС ВАЗ 2107 используется тормозная жидкость (рекомендуется РОСА ДОТ-4), которая практически не сжимается и не оказывает негативного воздействия на резиновые изделия.
Поршень перемещается посредством штока, соединённого с педалью сцепления. Давление в системе создаётся по аналогии с медицинским шприцем за счёт того, что поршень и отверстие, через которое выталкивается РЖ, имеют разные диаметры. Отличается система от шприца тем, что в ГЦС предусмотрен принудительный возврат поршня в первоначальное положение. Кроме этого, учитывается нагрев РЖ и подвижных деталей в процессе работы.
Работает ГЦС следующим образом. Рабочая жидкость через отверстие 19 подаётся из бака в рабочую полость 22 перед поршнем. При нажатии на педаль 15 толкатель 16 перемещается и, упираясь в поршень 7, двигает его вперёд. Когда поршень перекроет отверстия 3 и 19, давление РЖ перед ним начнёт резко увеличиваться и передастся по трубопроводам поршню РЦС. Последний через толкатель повернёт вилку, и её передние концы передвинут муфту с выжимным подшипником (ВП) вперёд. Подшипник надавит на фрикционную пружину нажимного диска, который двинувшись в сторону ВП, освободит ведомый диск, и муфта выключится.
При освобождении педали начнётся обратный процесс. Давление на поршень исчезнет, и он за счёт возвратной пружины 23 начнёт переходить в первоначальное положение. Одновременно поршень РЦС возвратной пружиной вилки также начнёт двигаться в обратную сторону и создавать перед собой давление, которое через трубопровод будет передаваться обратно в ГЦС. Как только оно станет больше усилия возвратной пружины поршня ГЦС, он остановится. Через перепускной канал в поршне 21 под давлением окажется внутренняя поверхность плавающего уплотнительного кольца 20, выполняющего роль обратного клапана. Кольцо расплющится и перекроет перепускное отверстие 3 в корпусе цилиндра. В итоге останется небольшое избыточное давление, которое уберёт все люфты, образующиеся в результате износа толкателей, проушин вилки и выжимного подшипника. При повышении температуры в рабочей камере цилиндра произойдёт расширение всех деталей и рабочей жидкости. Давление перед поршнем повысится, и он немного сместится назад, открыв компенсационное отверстие 3, через которое избыток РЖ перетечёт в бачок.
Это пояснение нужно для того, чтобы понять, как важно следить за исправностью и чистотой ГЦС. Если забьётся компенсационное отверстие в поршне или в корпусе, внутри цилиндра быстро поднимется температура, которая создаст избыточное давление в главном цилиндре. Оно может выдавить прокладки, и жидкость начнёт подтекать. Педаль станет тугой, а уплотнительные кольца быстрее износятся.
Расположение ГЦС
Так как толкатель должен располагаться горизонтально и точно входить в свой поршень, ГЦС крепится на передней перегородке моторного отсека с левой стороны. По другому его установить невозможно — он прикручивается на две приваренные к перегородке шпильки. Для его демонтажа не нужны никакие дополнительные условия. Доступ к гайкам крепления, штуцерам трубопровода и шлангам бачка обеспечивается простым поднятием крышки капота. При этом не следует путать ГЦС с главным тормозным цилиндром (ГТС), который находится рядом, чуть дальше от боковины левого крыла. ГТС имеет большие размеры и более сложное устройство, к нему подходит больше трубок.
Выбор ГЦС для ВАЗ 2107
Оптимальным вариантом при замене является приобретение ГЦС, предназначенного именно для классических моделей ВАЗ. Не подойдут главные цилиндры сцепления от автомобилей УАЗ, ГАЗ и АЗЛК. Это же относится и к зарубежным аналогам — на иномарках с задним приводом установлены ГЦС, приспособить которые к ВАЗ 2107 смогут только высококлассные специалисты (другие размеры, другая резьба под трубопроводы, другие конфигурации трубок). Однако можно без проблем заменить родной цилиндр на ГЦС от ВАЗ 2121 и от «Нивы-Шевроле».
Выбор производителя
При покупке нового ГЦС следует ориентироваться на продукцию проверенных российских производителей (АО АвтоВАЗ, ООО «Брик», ООО «Кедр»), белорусскую фирму Fenox, которая адаптирована к нашим условиям и доступна по ценам. Средняя стоимость ГЦС составляет 600–800 руб.
Замена главного цилиндра сцепления ВАЗ-2107
Еще зимой начал замечать, что со стороны педали подтекает главный цилиндр сцепления через манжету, а под капотом был виден мокрый подтек на моторном щите, уровень тормозной жидкости в бачке стал резко снижаться.
Информативность педали немного упала, да, и передачи стали нестабильно включаться, так как жидкость продавливало наружу – выжим сцепления был неполным. В этом случае требуется немедленная замена цилиндра.
Итак, закупаемся новым цилиндром.
Далее, нам необходимо вооружиться:
- рожковым ключом на 8 и 13
- торцовой головкой на 13 с удлинителем
- плоской и фигурной отверткой
- WD-40 или аналогом, металлической щеткой
- медицинской капельницей или шланчиком для прокачки
- резиновой грушей или шприцем для откачки жидкости
- небольшой емкостью
Для начала, грушей или шприцем откачиваем жидкость из бачка.
Затем отсоединяем расширительный бачок и отводим в сторону, дабы не мешал. Ключом на 13 и отверткой выворачиваем гайку трубопровода, а также шланчик бачка и тоже отводим в сторону.
При закисании гайки зачищаем место щеткой и брызгаем “жидким ключом”. Снимаем все осторожно, чтобы не допустить повреждения трубопровода и пластикового штуцера цилиндра.
Теперь, отворачиваем накидной головкой два болта крепления цилиндра к корпусу и снимаем его, не забывая придерживать граверные шайбы от падения.
С посадочного места убираем старый заводской герметик и тщательно зачищаем посадочное место.
Можно ставить новый цилиндр.
Но, предварительно проверяем наличие смазки под его пыльником, при необходимости, добавляем.
Со стороны салона выставляем толкатель поршня по центру проема, он должен без проблем войти в отверстие манжеты цилиндра.
Фланец нового цилиндра мажем тонким слоем автомобильного герметика, даем немного подсохнуть и вставляем новый цилиндр на место.
Ставим новые граверные шайбы и затягиваем болты. Нажимаем педаль сцепления и удостоверяемся что толкатель встал по месту и цилиндр работает. Возвращаем на место трубопровод и шланчик, все надежно затягиваем.
Заполняем бачок новой тормозной жидкостью и приступаем к прокачке сцепления. Для этого желательно иметь помощника, хотя, можно все сделать и одному:
1. Надеваем один конец капельницы или шланга на штуцер прокачки сцепления рабочего цилиндра на коробке, другой опускаем в банку.
2. Помощник резко нажимает на педаль сцепления 4-5 раз с интервалом 2-3 секунды и удерживает ее нажатой.
3. Ключом на 8 отворачиваем штуцер примерно на 3/4 оборота, в банку начнет выходить жидкость с пузырьками воздуха.
4. После того, как истечение жидкости прекратится, заворачиваем штуцер и повторяем операции 2 и 3 до полного прекращения выхода пузырьков. Необходимо следить, чтобы уровень жидкости в бачке был выше минимума и вовремя подливать.
5. Заворачиваем штуцер, снимаем шланг и одеваем защитный колпачок.
Нажимая педаль, проверяем работу сцепления – должен отчетливо чувствоваться момент выжима сцепления, педаль не должна “проваливаться”. Аналогично прокачивается система и при замене рабочего цилиндра .
Если все в порядке, то проверяем на протечки места соединения шлангов и трубопровода, доливаем жидкость в бачке до нормы и закрываем крышку. Удостоверяемся в целостности манжеты на крышке.
Решил разобрать старый цилиндр и посмотреть что внутри. Сначала маленькой отверткой или специальными круглогубцами снимаем стопорное кольцо.
Делаем это осторожно, так как поршенек внутри подпружинен и может вылететь вместе с остатками тормозной жидкости.
Осматриваем поршенек – отчетливо виден износ поверхности, небольшие задиры, особенно по краям.
То же самое и на поршеньке толкателя, соответственно и “зеркало” цилиндра также с износом.
Замена уплотнительных резиновых колец возможно и поможет, но ненадолго, поэтому рекомендовано менять весь цилиндр полностью, тем более, свои 10 лет он уже отходил.
Цилиндр сцепления ВАЗ-2107: устройство, принцип работы, замена и ремонт
Использование гидропривода в «семерке» вызвано конструктивными особенностями ее сцепления. Он не только передает усилие на ведомый диск, но и позволяет автомобилю плавно трогаться. Правда, это несколько усложнило конструкцию автомобиля и его эксплуатацию. Поэтому необходимо знать, как устроен цилиндр сцепления ВАЗ-2107, принцип его работы и особенности эксплуатации.
Что такое гидравлический привод
Управление сцеплением в автомобиле осуществляется с помощью педали. Усилие от нее до диска может передаваться двумя способами:
- С помощью троса.
- Гидравлическим приводом.
Наиболее простым и распространенным является первый способ, при этом в «семерке» используется второй. Суть его, если не вдаваться в подробности, в следующем.
Гидропривод представляет собой два цилиндра, соединенных трубками и шлангами. Конструктивно сделано так, что нажатие на педаль сцепления приводит к значительному увеличению давления в системе. Оно с помощью механики передается на ведомый диск и отключает трансмиссию от двигателя. Ключевыми элементами системы являются два цилиндра сцепления ВАЗ-2107: главный и рабочий. Один из них трансформирует усилие, действующее на педаль, в избыточное давление в трубках системы, другой проделывает обратную работу, воздействуя при этом на ведомый диск.
Конструкция сцепления ВАЗ-2107
Основными составными частями гидропривода «семерки» являются:
- Главный цилиндр.
- Система металлических трубок.
- Рабочий цилиндр сцепления ВАЗ-2107.
- Педаль, снабженная толкателем.
- Вилка сцепления.
Главный цилиндр совмещен с бачком, в который заливается тормозная жидкость. Находится он под капотом автомобиля, на стенке моторного отсека. Такое местоположение позволяет обеспечить механическую связь цилиндра и педали сцепления. Для этого используется стальной шток, так называемый толкатель.
Рабочий цилиндр крепится двумя болтами к корпусу коробки передач и штоком соединен с вилкой. На всю длину металлического стержня нарезана резьба, что позволяет регулировать сцепление. Оба цилиндра соединены между собой медной трубкой и шлангами.
Принцип работы сцепления ВАЗ-2107
Усилие нажатия на педаль с помощью штока передается на главный цилиндр сцепления ВАЗ-2107. Жидкость, находящаяся в нем, выдавливается в трубопровод. Благодаря герметичности системы и отсутствию в ней воздуха усилие передается на рабочий цилиндр. Шток, выдвигаясь, воздействует на вилку, которая отжимает ведомый диск. Отпускание педали вызывает обратное движение штоков и тормозной жидкости. В результате система возвращается в исходное положение.
Очевидно, что основу гидропривода сцепления «семерки» составляют именно цилиндры. На них ложится большая часть нагрузки в виде многократного перемещения штока, во время которого на внутренние элементы воздействует еще и гидравлическое давление. Поэтому цилиндры первыми выходят из строя. Так как они являются разборными, а в продаже имеются соответствующие ремкомплекты, некоторые неисправности можно устранить самостоятельно. Правда, чаще автолюбители предпочитают менять цилиндр целиком.
Дело в том, что в этом случае трудозатраты на ремонт часто неадекватны стоимости узла в сборе. К примеру, цена главного цилиндра сцепления ВАЗ-2107 – порядка 1500 рублей, а на его восстановление придется потратить приличное количество времени, особенно при отсутствии опыта. Впрочем, ремонтировать или покупать новый – решать владельцу «семерки».
Конструкция и работа ГЦС ВАЗ-2107
Главный цилиндр сцепления представляет собой достаточно сложный узел, состоящий из большого количества деталей. Однако для того, чтобы понять принцип работы, достаточно назвать основные. К ним относятся:
- корпус ГЦС с бачком для тормозной жидкости;
- поршень цилиндра;
- штуцер;
- возвратная пружина.
Принцип действия цилиндра напоминает работу обычного поршневого насоса и состоит в следующем: нажатие на педаль сцепления вызывает перемещение ее толкателя, который воздействует на поршень. Двигаясь вперед, тот создает перед собой давление, которое по трубкам и шлангам передается на рабочий цилиндр. Его шток выдвигается и смещает вилку сцепления, ведомый диск отключает трансмиссию. При отпускании педали происходит обратный процесс.
Характерные неисправности
Для различных уплотнений в цилиндре используется большое количество резиновых прокладок и манжет. Чаще всего они и являются причиной неудовлетворительной работы ГЦС. Симптомы при этом будут следующие:
- не выключается сцепление;
- педаль не нажимается;
- потеки тормозной жидкости на корпусе цилиндра;
- педаль сцепления не возвращается в исходное положение.
Подобные признаки характерны не только для неисправности ГЦС. Достоверно на него указывают только потеки тормозной жидкости на корпусе. Придется ремонтировать или менять главный цилиндр сцепления ВАЗ-2107, цена во втором случае будет заметно выше, но и срок службы больше.
Снятие и ремонт
Независимо от того, решил владелец восстанавливать ГЦС или предпочел купить новый, первым делом нужно демонтировать старый. Для работы потребуются:
- набор накидных ключей;
- фигурная отвертка среднего размера;
- плоскогубцы;
- тормозная жидкость для доливки;
- ремкомплект цилиндра сцепления ВАЗ-2107 (в случае его ремонта);
- небольшая емкость для слива тормозной жидкости.
Последовательность снятия главного цилиндра сцепления следующая:
- Необходимо слить из бачка тормозную жидкость. Это можно сделать с помощью шприца. Однако профессиональнее и быстрее будет, ослабив хомут, снять шланг со штуцера и быстро подставить под него подходящую емкость.
- Рожковым ключом на 10 открутить от ГЦС металлическую трубку и отвести ее в сторону.
- Головкой на 13 открутить две гайки крепления цилиндра к перегородке моторного отсека.
- ГЦС можно снять.
Прежде всего, цилиндр необходимо осмотреть. Это поможет определиться с ремонтом или заменой. Восстанавливать цилиндр имеет смысл только в случае износа резиновых уплотнителей. Работы производятся в следующей последовательности:
- Открутить пробку в торце ГЦС, в случае необходимости его придется зажать в тиски.
- Вытащить возвратную пружину.
- Поддев отверткой, снять резиновый колпачок.
- Теперь необходимо демонтировать стопорное кольцо.
- Отверткой со стороны выкрученной пробки вытолкнуть поршень цилиндра.
- Заменить все резиновые прокладки, кольца и манжеты. Для облегчения установки их необходимо предварительно смазать тормозной жидкостью.
Сборка и установка цилиндра сцепления ВАЗ-2107 производится в обратной последовательности. После установки бачка его необходимо заполнить тормозной жидкостью. Правда, сцепление пока работать не будет. Необходимо убрать из системы воздух.
Как прокачать сцепление
Удаление воздуха из системы необходимо после любого ремонта ГЦС. Выполнять работы лучше с помощником. Прокачка цилиндра сцепления ВАЗ-2107 осуществляется в следующей последовательности:
- подготовить шланг небольшого диаметра и емкость с тормозной жидкостью;
- заполнить бачок, не доливая 1,5 – 2 см до верха;
- немного «отпустить» штуцер рабочего цилиндра и надеть на него шланг;
- второй его конец опустить в емкость с тормозной жидкостью;
- нажимать и отпускать педаль сцепления до тех пор, пока из системы не выйдет весь воздух, определить это можно по отсутствию пузырьков;
- как только это произойдет, необходимо зафиксировать педаль в нажатом состоянии и закрутить штуцер;
- проверить работу сцепления.
В случае необходимости процесс следует повторить.