Объем масла в двигателе ваз 21083
Двигатель 21083 – проблемный вариант Авто ВАЗа
Возникновением двигатель 21083 обязан необходимости увеличения мощности серийного ДВС 2108 производителя АвтоВАЗ. Для этого конструкторы увеличили размер цилиндра, но «забыли» спроектировать впускной коллектор для изменившихся режимов.
В результате раскрываются трещины на выпускном коллекторе, заминаются бобышки, продавливается плоскость головки. Разгон до 100 км/ч происходит за 14 секунд, но обороты слишком высокие для получившегося крутящего момента.
Рабочие характеристики мотора 21083
В теории технические характеристики ДВС 2108 должны были удовлетворять режимам передвижения трехдверного хэтчбэка ВАЗ 2108. На практике потребовался тюнинг, чтобы увеличить мощность, а чуть позже – снижение объема до 1,1 л для поставок «Восьмерки» на экспорт в страны со специальными требованиями к характеристикам ДВС.
Причем, модель 2108 проектировали немцы из концерна Порше под 5 ступенчатую МКПП, на большее бюджета завода производителя АвтоВАЗ не хватило, поэтому форсировка ДВС производилась отечественными конструкторами, результатом стал мотор 21083 объемом 1,5 л, а затем 21081 объемом 1,1 л.
Для последнего варианта создали специальный входной коллектор, как для двигателя экспортного исполнения. На модификацию 21083 монтировался впускной коллектор от 2108, что изначально неверно, поскольку не удовлетворяются потребности в качестве топливной смеси для формированного мотора. В мануал занесли те же требования, какое масло лить, и оставили прежними регламенты замены охлаждающих жидкостей.
На выходе характеристики двигателя получились следующими:
класс В – 82,01 – 82,02 мм
класс С – 82,02 – 82,03 мм
класс D – 82,03 – 82,04 мм
класс Е – 82,04 – 82,05 мм
класс В – 81,95 – 81,96 мм
класс С – 85,96 – 81,97 мм
класс D – 81,97 – 81,98 мм
класс Е – 81,98 – 81,99 мм
смешанный цикл 8,6 л/100 км
город – 10 л/100 км
реальный 200000 км
замена 90915-10003, с обратным клапаном
маховик – 62 – 87 Нм
болт сцепления – 55 Нм
крышка подшипника – 70 – 84 Нм (коренной) и 44 – 54 Нм (шатунный)
головка цилиндров – 4 стадии 20 Нм, 71 Нм + 90° + 90°
Из приведенных характеристик видно, какое масло в двигателе рекомендовано изготовителем. Несмотря на недостатки конструкции, мотор 21083 имеет низкий расход бензина и прочих эксплуатационных жидкостей.
Особенности конструкции
Основной особенностью ДВС по аналогии с образцом 2108 стало применение ременной передачи на шкив ГРМ. Кроме того, схема двигателя обладает нюансами:
- распредвал остался внутри ГБЦ, то есть сверху блока;
- использовано бесконтактное зажигание из распределителя, коммутатора и катушки;
- для снижения себестоимость применяются детали от 2108: коленвал, маховик и шатуны, впускной коллектор и блок;
- поршни созданы совместно с Kolbenschmitd и Porsche, вместо олова использовано микропрофильное покрытие, задерживающее смазку на поверхности;
- кольца хромируются для повышения ресурса;
- головка блока цилиндров с увеличенным размером клапанов 37 мм.
Затронула модернизация и помпу охлаждающей системы, но ресурс этого узла повысился незначительно. В результате увеличившиеся объемы камер сгорания добавили всего 6 л. с. мощности, но не были подобраны передаточные числа КПП и улучшена конструкция впускного коллектора. Для узнаваемости ДВС руководство АвтоВАЗ решило окрашивать блоки 21083 в синий цвет.
Недостатки и преимущества
Основное достоинство – двигатель 21083 не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Кроме того, в двигатель заложены конструкционные решения, обеспечивающие ряд преимуществ:
- отсутствие масляного голодания при запуске – для сохранения масла на поверхности поршней использовано специальное покрытие;
- свободное вращение пальца в бобышках шатуна – капремонт производится реже;
- массивная верхняя головка шатуна – повышается ресурс КШМ, капитальный ремонт дешевле;
- доработка помпы – система охлаждения служит дольше.
Несмотря на то, что цилиндры имеют максимальный диаметр, возможен тюнинг ДВС своими руками другими способами. Минусами являются:
- на вал ДВС невозможно установить шкивы дополнительного навесного оборудования;
- крутящий момент на высоких оборотах низкий;
- высокие тепловые нагрузки опасны продавливанием плоскости головки, смятием бобышек и трещинами выпускного коллектора.
Второй модификации мотора 21081 повезло больше, так как в нем объем, наоборот, был уменьшен, а разработка производилась более тщательно для экспорта за рубеж.
Автомобили линейки ВАЗ, использующие мотор 21083
Применялся двигатель 21083 для комплектации следующих моделей производителя ВАЗ:
- 2108 – трехдверный хэтчбэк;
- 21083 – трехдверный хэтчбэк;
- 2109 – пятидверный хэтчбэк;
- 21093 – пятидверный хэтчбэк;
- 21099 – седан;
- 2113 – трехдверный хэтчбэк;
- 2114 – пятидверный хэтчбэк;
- 2115 – седан.
То есть, вся линейка переднеприводных авто, выпущенных до 2013 года, оснащалась этими ДВС.
Техобслуживание
Классическое устройство ДВС в сочетании с поперечным расположением мотора под капотом переднеприводных авто подчиняется следующему регламенту ТО:
Двигатель ВАЗ серии 21083: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатели 83 серии являются прародителем всех выпускаемых сегодня современных моторов Лада. Двигатель 21083 впервые появился в производстве Волжского автозавода в 1987 году.
Этот силовой агрегат имел отличные показатели топливной экономичности и обеспечивал автомобилям завидную динамику. В последующем на базе этого силового агрегата были разработаны 1,5 литровые 16-ти клапанные инжекторные моторы, которые в настоящее время устанавливаются на автомобили Лада.
Технические характеристики
Технические характеристики 1,5 литрового двигателя ВАЗ 21083:
Двигатель ВАЗ 21083 устанавливается на ВАЗ: 21083, 21093, 21099, 2110 и 2115 .
Особенности
- 1,5 литровый бензиновый двигатель оснащается карбюраторной системой питания и имеет два клапана на цилиндр. Силовой агрегат развивает мощность 73 лошадиных силы и при этом отличается великолепными показателями топливной экономичности. По трассе автомобиль с двигателем ВАЗ 21083 расходует в крейсерском режиме менее 7 литров бензина.
- В то же время необходимо сказать, что этот силовой агрегат изначально разработан для использования на 93 бензине. А вот от использования низкооктанового топлива мы рекомендуем вам отказываться, так как это приводит к быстрому выходу из строя карбюратора и других систем автомобиля.
- Верхнее расположение вала в двигателе ВАЗ 21083 позволило избавиться от вибраций и инерционных моментов в работе мотора. Этот силовой агрегат имеет минимальные вибрации, что позволяет повысить комфорт эксплуатации автомобиля.
- Необходимо сказать, что двигатель ВАЗ 21083 оснащается ременным приводом ГРМ, поэтому каждые 50 000 километров автовладельцу необходимо будет проводить сервисные работы по замене ремня и направляющих роликов.
- По данным завода ресурс силового агрегата составляет 125 000 километров. На практике же при обеспечении должного ухода такие моторы смогут пройти без капитального ремонта больше 200 тысяч километров.
- Из отличий этой серии моторов можем отметить увеличение диаметра поршня до 82 миллиметров, а также изменение выпускных клапанов, которые получили диаметр в 37 миллиметров.
- Конструкция мотора была разработана таким образом, чтобы при обрыве ремня привода ГРМ клапана не соударялись с движущимися поршнями. Тем самым удается повысить надежность мотора и избавляет автовладельца от необходимости сложного капитального ремонта.
- Сам двигатель выполнен из чугуна, что повышает показатели температурной устойчивости силового агрегата. Используемый сплав отличается прочностью, и при этом он имеет небольшой вес.
Недостатки
В то же время следует сказать, что этот силовой агрегат не лишён характерных недостатков. Из проблемных мест можем отметить масляный фильтр, через который достаточно часто появляется течь масла. В итоге мотор быстро теряет смазку, начинает работать всухую, и вскоре появляются серьезные проблемы.
Также не редкость выход из строя датчика распределителя и топливных насосов. Слабым местом является карбюратор, который на первых моделях устанавливался типа Солекс. Такая система питания не отличалась должной надежностью и часто выходила из строя. На более поздних моделях автомобиля проблемный узел был заменён.
Этот силовой агрегат отличается повышенными требованиями к качеству топливной смеси. Если первые модификации автомобилей ВАЗ могли спокойно работать на 76 бензине, то двигатели ВАЗ 21083 при попытках экономии на качестве топлива быстро выходили из строя. То же самое необходимо сказать и о качестве проводимого сервисного обслуживания.
Масло в двигателе рекомендовалось менять каждые 12-15 тысяч километров. Одновременно проводились работы по замеру компрессии, прочистке карбюратора и выполнялись другие сервисные мероприятия. Сборка двигателя ВАЗ 21083 продолжалась до 2004 года, когда на смену этому мотору пришли современные 16 клапанные модификации.
Двигатель 21083
Двигатель ВАЗ-21083
1 — шкив привода генератора;
2 – масляный насос;
3 – ремень привода механизма газораспределения;
4 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
5 – передняя крышка привода механизма газораспределения;
6 – натяжной ролик;
7 – зубчатый шкив распределительного вала;
8 – задняя крышка привода распределительного вала;
9 – сальник распределительного вала;
10 – крышка головки блока цилиндров;
11 – распределительный вал;
12 – передняя крышка подшипников распределительного вала;
13 – толкатель;
14 – направляющая втулка клапана;
15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера;
16 – выпускной клапан;
17 – впускной клапан;
18 – задняя крышка подшипников распределительного вала;
19 – топливный насос;
20 – корпус вспомогательных агрегатов;
21 – датчик-распределитель зажигания;
22 – отводящий патрубок рубашки охлаждения;
23 – головка блока цилиндров;
24 – свеча зажигания;
25 – шланг вентиляции картера;
26 – маховик;
27 – держатель заднего сальника коленчатого вала;
28 – задний сальник коленчатого вала;
29 – блок цилиндров;
30 – поддон картера;
31 – указатель уровня масла (масляный щуп);
32 – коленчатый вал;
33 – поршень;
34 – крышка шатуна;
35 – шатун;
36 – крышка коренного подшипника коленчатого вала;
37 – передний сальник коленчатого вала;
38 – зубчатый шкив коленчатого вала.
1 – пробка сливного отверстия поддона картера;
2 – поддон картера;
3 – масляный фильтр;
4 – насос охлаждающей жидкости;
5 – выпускной коллектор;
6 – впускной коллектор;
7 – карбюратор;
8 – топливный насос;
9 – крышка головки блока цилиндров;
10 – крышка подшипников распределительного вала;
11 – распределительный вал;
12 – шланг вентиляции картера;
13 – регулировочная шайба клапана;
14 – толкатель;
15 – сухари клапана;
16 – пружины клапана;
17 – маслоотражательный колпачок;
18 – направляющая втулка клапана;
19 – клапан;
20 – головка блока цилиндров;
21 – свеча зажигания;
22 – поршень;
23 – компрессионные поршневые кольца;
24 – маслосъемное кольцо;
25 – поршневой палец;
26 – блок цилиндров;
27 – шатун;
28 – коленчатый вал;
29 – крышка шатуна;
30 – указатель уровня масла;
31 – маслоприемник.
Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания — с карбюратором. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива коленчатого вала. Двигатель с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Справа (по ходу автомобиля) на двигателе расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (клиновым ремнем). Слева расположены: датчик-распределитель зажигания (трамблер), термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа). Сзади: впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр; а также бензонасос, карбюратор и корпус воздушного фильтра (в верхней части).
Двигатель -21083 стал основой для двигателя -2111, поэтому у них одинаковые блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока цилиндров. Отличается шатунно-поршневая группа: в двигателе -21083 палец не со свободной посадкой и стопорными кольцами, как в двигателе -2111, а запрессован в верхнюю головку шатуна. При отсутствии шатунно-поршневой группы -21083 можно установить группу -2110.
В этом случае заменяйте всю группу целиком: поршни, пальцы, шатуны, — использование деталей разных групп не допускается!
В двигателе -21083 устанавливается распределительный вал 21083 (в отличие от двигателя -2111, где могут также устанавливаться валы 2110 и 2111). В задней части вала расположен эксцентрик для привода топливного насоса, а в заднем торце имеется паз для соединения с датчиком-распределителем зажигания. Установка распределительного вала в двигателе -21083 не отличается от описанной для двигателя -2111. Порядок контроля деталей, их подбора и сборки двигателя также совпадает.
Системы питания, охлаждения, выпуска отработавших газов и зажигания описаны в соответствующих разделах.
Ваз 21083: замена масла своими силами
Как правило, на ваз 21083 замена масла проводится регулярно и в обязательном порядке. Замена масла в ваз 21083 – это нужная и очень важная процедура, без которой нормальное функционирование автомобиля представить себе невозможно.
Масло – это смазка, без которой не обходится ни одна деталь, ни один узел автомобиля, ни одна мелкая шестеренка. В данной статье будет приведена инструкция о том, как менять его в КПП ваз 21083 и двигателе.
Когда нужно менять масло
Для начала рассмотрим общие данные. Как известно, и в коробке передач, и в двигателе имеется специальный щуп.
Это и есть тот инструмент, который помогает определять уровень смазки. Каждый водитель должен ежедневно проверять щуп и стараться поддерживать уровень ближе к верхней метке на шкале.
Если уровень масла будет ниже отметки, не рекомендуется доливать новое. Этого делать нельзя.
Нужно сразу же приступить к замене.
Нижняя метка – это минимальный допустимый уровень масла и если он опустится ниже, то детали и узлы автомобиля будут недостаточно смазываться, а в итоге это приведет к поломке или выходу из строя двигателя или коробки передач. Поэтому так важно наблюдать за уровнем смазки, своевременно за этим делом следить и т.д.
Менять масло следует каждые 75 000 км пробега, как утверждает инструкция,но это не совсем так. В условиях езды по нашим российским дорогам, сильной уплотненностью движения, плохим качеством топлива и по другим причинам, замена масла в коробке ваз 21083 и двигателе должна проводиться чаще.
Особенно это касается замены масла в двигателе. Если в условиях городской езды сегодня не чередовать езду с частыми остановками и резкими стартами, можно легко попасть в аварию.
Даже опытные водители, знающие о том, что такая езда плохо сказывается на узлах и механизмах автомобиля, вынуждены так делать. В итоге масло теряет свои качества довольно быстро и требует замены.
Замена масла в КПП
Коробка передач ваз 21083
Для многих водителей-новичков, которые видели, как меняют смазку в двигателе и даже сами это делали, замена масла в коробке передач ваз 21083 представляется чем-то необычным и загадочным. Многие из новичков даже не знают, откуда и как нужно залить его в КПП.
Итак:
- Рассмотрим для начала, когда следует заменять трансмиссионную смазку в коробке и какое из масел лучше. Как утверждают эксперты, сегодня для Ваз используют чаще моторное масло.
Но ресурсные испытания показали, что при этом пробег автомобиля до следующей замены значительно снижается. А вот хорошее трансмиссионное масло – это то, что специально придумали для коробок. - Чтобы увеличить ресурс КПП — его деталей, узлов и механизмов, таких как синхронизаторы, рекомендуется заменить моторное масло на трансмиссионное, обязательно хорошего качества.
Это позволит не только повысить ресурс, но и значительно снизить шумы коробки. При этом и передачи будут включаться мягче и четче. - На сегодняшний день отличные результаты показали при испытаниях две марки трансмиссионной смазки. Это Рольс Т 80W-85 API GL4 и Лукойл TM4 80W90 API GL4.
Также хороши масла Кастрол, но они еще до конца не прошли испытания.
Трансмиссионное масло Лукойл
Что касается масел класса GL5, то применять их нет необходимости. По крайней мере, так утверждают эксперты.
На переднеприводных моделях Ваз нет гипоидных пар в коробке передач, как например, у того же Москвича. Поэтому использовать такое масло не обязательно, хотя если оно имеется, то его можно спокойно заливать.
Кроме того, для облегчения проворачивания коробки передач, особенно зимой, можно использовать и масла меньшей вязкости, но того же уровня эксплуатационных свойств. К примеру, это может быть ESSO GEAR OIL SAE 75W-90 отличного германского качества.
Процесс замены
Как известно, в пятиступенчатую коробку ваз 21083 заливается 3,3 литра масла, а в четырехступенчатую – ровно 3 литра. После возвращения из поездки в гараж, старое масло сразу же сливается в специально предназначенную для этого емкость (идеально подойдет старая пятилитровая канистра со срезанным верхом).
Начинаем:
- снимаем резиновый колпачок на коробке передач и промываем его;
- берем тонкую длинную проволоку и прочищаем отверстие сапуна;
Резиновый колпачок и отверстие сапуна
- колпачок после этого ставится на место;
- подставляем емкость под КПП;
- отворачиваем маслосливную пробку на КПП ваз 21083;
Маслосливная пробка коробки ваз 21083
- после того, как масло полностью сольется, маслосливную пробку закручиваем на место.
Примечание. Маслосливная пробка откручивается и закручивается обычным накидным ключом на 17. Можно использовать для этого и головку с удлинителем.
- снимаем щуп уровня масла;
- берем специальную воронку и ставим на место щупа;
Замена масла ваз 21083
- заливаем масло.
Примечание. На некоторых моделях КПП масло может заливаться и другим способом, подразумевающим наличие специального инструмента. Это большой шприц, которым масло запрессовывается внутрь коробки.
В данном случае уровнем, который является меркой залива, является тот параметр, пока масло не потечет из заливного отверстия. Это будет означать, что уровень масла достаточный.
- щуп-указатель протираем чистой тряпкой и ставим на место;
- заново вынимаем щуп и смотрим на метки (если масло ниже уровня, то можно долить еще немного сверху).
Примечание. Рекомендуется заливать масло так, чтобы на щупе уровень немного не доходил до верхней метки.
Если масла залить меньше, то оно может при запуске двигателя уйти на смазку деталей и узлов, вследствие чего его будет недостаточно. Если же залить масло выше уровня, то не выдержат сальники.
- протираем коробку передач;
- смотрим, нет ли течи.
Некоторые важные моменты, которые следует знать
Чтобы замена масла на ваз 21083 прошла успешно, автомобилист обязан знать некоторые важные моменты:
- Нужно обратить внимание на масло, которое было слито из коробки. Если в нем имеются пылинки металла, то с коробкой не все в порядке и нужен ремонт, который дешевле обойдется, если сделать его своевременно.
- Если же в слитом масле обнаруживается не пыль, а металлическая стружка, то это еще хуже. В этом случае автомобилист должен быть готовым к более дорогому ремонту коробки передач ваз 21083.
- Следует также обратить внимание на картер коробки передач. Если на нем имеются следы течи, то нужно проверить, не остались ли они после того, как была проведена замена масла в коробке передач ваз 21083.
Если течь появилась после замены, то в коробке могут иметься трещины или же сальник коленвала может пропускать масло. В данном случае опять нужно будет коробку разобрать и провести ремонт или заменить сальник. - Следует периодически проверять уровень масла в коробке и наличие подтеков.
Замена масла двигателя
Двигатель ваз 21083
Двигатель автомобиля – это не коробка передач и заменить самому масло ваз 21083 довольно просто. Только вот замену проводят через каждые 10 000 км пробега.
Прежде, чем начать процесс замены, рекомендуется ознакомиться с данным видео, после чего уже перейти к действиям.
- поднимаем автомобиль на эстакаду или смотровую яму.
Примечание.
Рекомендуется начать сливать масло не сразу после возвращения из поездки, а через 20-30 минут после этого. Так можно будет добиться полного сливания масла из картера.
Если же проводить данную операцию сразу же, после остановки двигателя, старое масло может остаться между шестернями и узлами мотора, после чего вытечь в картер и смешаться с новым залитым. Это приводит к нежелательным результатам.
- снимаем крышку картера (сделать это можно или ключом на 17 или же специальным инструментом, если крышка четырех- или шестигранная);
- под картер перед этим ставится пустая емкость.
Примечание. Масло может быть слишком горячим, поэтому нужно быть очень осторожным.
- ждем, пока все масло сольется (примерно 10-15 мин);
- пробку заворачиваем обратно и затягиваем;
- теперь нужно будет отвернуть специальным съемником масляный фильтр (фото внизу);
Масляный фильтр ваз 21083
- снимаем старый масляный фильтр и заменяем новым, прежде смазав его маслом.
Примечание. Если не удается легко вынуть масляный фильтр, можно воспользоваться обычной отверткой со снятой ручкой, действуя ею, как рычагом.
- затягиваем новый масляный фильтр руками на 3-4 оборота;
- заливаем в картер новое масло;
- ждем минуты три;
- извлекаем щуп и протираем его чистой тряпкой;
- заново вводим щуп;
- вынимаем его и смотрим на уровень, который должен находиться между метками «минимум» и «максимум»;
- запускаем двигатель;
- останавливаем мотор сразу же после того, как погаснет контрольная лампа недостаточного уровня масла;
- вновь проверяем уровень масла щупом (если что, доводим до нормы).
Замена масла на автомобиле своими руками – это не только удовольствие от процесса, но и способ неплохо сэкономить на услугах. Если делать все, как того требует инструкция, замена масла коробки или двигателя ваз 21083 не вызовет никаких затруднений.
Делать это можно будет в любое свободное время, не тратя свой кошелек. А, как известно, цена на услуги данного типа сегодня довольно высокая.