39 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка клапанов ваз 1111

Регулировка зазоров в механизме привода клапанов

Зазор А (см. рис. 6) между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть (0,2±0,05) мм для впускных клапанов и (0,35±0,05) мм — для выпускных. Зазор регулируется подбором толщины регулировочных шайб 6. В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной 3—4,5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности.

Зазор регулируют в следующем порядке. Снимают запасное колесо, воздушный фильтр и крышку головки цилиндров, отсоединив от нес шланги вентиляции картера. Снимают переднюю защитную крышку зубчатого ремня, проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня привода распределительного вала.

Вывертывают свечи зажигания и удаляют масло из масляных ванн в головке цилиндров. Осматривают поверхность кулачков распределительного вала: на них не должно быть задиров, раковин, износа и глубоких рисок. Устанавливают на шпильки крепления крышки головки цилиндров приспособление 67.7800.9510 (рис. 64).

Поворачивают коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня (см. рис. 7), а затем доворачивают его на 40—50° (2,5—3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом в первом цилиндре будет фаза сгорания. Поворачивать коленчатый вал следует только по часовой стрелке либо за болт крепления шкива привода генератора, либо приспособлением 67.7811.9513 за шкив распределительного вала. Не допускается поворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как можно повредить болт.

Проверяют набором щупов зазоры у первого кулачка распределительного вала. Если зазор отличается от нормы, то приспособлением 67.7800. 9510 (см. рис. 64) утапливают толкатель клапана и фиксируют его в нижнем положении, установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор 2 (рис. 65) 67.7800.9504.

Приспособлением 67.7800.9505 (стальная пластина с плоским магнитом) или щипцами с узкими губками удаляют регулировочную шайбу 1 и микрометром измеряют ее толщину. Затем определяют толщину новой шайбы по формуле:

где Н — толщина новой шайбы; В — толщина снятой шайбы; А — замеренный зазор; С — номинальный зазор.

Пример. Допустим, А =0,44 мм; В = 3,75 мм; С = 0,35 мм (для выпускного клапана). Тогда W = 3,75 + (0,44—0,35) = 3,84 мм. В пределах допуска на зазор ±0,05 мм принимаем толщину новой шайбы равной 3,85 мм.

Устанавливают в толкатель клапана новую регулировочную шайбу, маркировкой в сторону толкателя, убирают фиксатор 67.7800.9504 и еще раз проверяют зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,35 мм (для впускных клапанов толщиной 0,2 мм) должен входить с легким защемлением. Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90°, регулируют зазоры у остальных клапанов, соблюдая очередность, указанную в табл. 6.

Примечание. Номера кулачков считать но порядку от шкива распределительного вала.

После регулировки заливают масло в масляные ванны головки цилиндров и переднюю крышку зубчатого ремня. Завертывают свечи зажигания, устанавливают воздушный фильтр, шланги системы вентиляции картера и запасное колесо.

Регулировка клапанов «Ока»

Отечественный автомобиль особо малого класса ВАЗ с индексом 1111 (11113) – единственная модель автоВАЗа из всего семейства, которая комплектовалась двухцилиндровым двигателем. При этом во время создания этого мотора конструкторы постарались максимально унифицировать этот мотор с другими типами, в частности – от автомобилей ВАЗ-2108-21099. Результатом такой работы стало то, что принцип работы узлов и многие элементы у этих установок одинаковы и взаимозаменяемы (к примеру, ЦПГ), разница лишь в количестве.

Особенности устройства ГРМ

То же касается газораспределительного механизма. Суть работы – идентична, так же как и конструкция, но у ВАЗ «Ока» 11113 распред. вал имеет всего 4 кулачка. Поэтому техническое обслуживание силовой установки малолитражки не отличается от ВАЗ-2108.

На «Оке» используется газораспределительный механизм с верхним расположением распределительного вала, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Это позволило отказаться от ряда составных элементов (штанги, коромысла). В такой конструкции кулачки распред. вала воздействуют на клапаны посредством толкателей. При этом обязательно наличие теплового зазора между составными элементами (кулачок-толкатель-пятка клапана), который компенсирует изменение геометрических параметров, происходящих из-за расширения металла в результате нагрева.

Но в процессе работы мотора происходит износ поверхностей кулачков, толкателей и пяток в результате трения, из-за чего тепловой зазор меняется. Причем не обязательно, что он будет увеличиваться, бывает и так, что зазор уменьшается. Происходит это зачастую из-за некачественного масла, которое приводит к появлению отложений на рабочих поверхностях ГРМ.

В результате изменения теплового зазора происходит нарушение фаз газораспределения, из-за чего силовая установка теряет мощность (которой у «Оки» и так «негусто»), повышается расход топлива, снижается динамика. А все из-за того, что клапаны открываются либо недостаточно (увеличенный зазор) или неплотно прилегают к седлам (уменьшенный зазор).

Читать еще:  Ремень грм ваз 2109 8 клапанов цена

Для компенсации изменения теплового зазора, в ВАЗ-1111 используются специальные регулировочные шайбы, которые помещаются в специальное посадочное место в толкателе. То есть, контакт кулачка распределительного вала происходит не с толкателем, а установленной шайбой.

Чтобы тепловой зазор соответствовал норме, требуется периодическая регулировка клапанов на «Оке». Из- за конструктивных особенностей ГРМ весь процесс сводиться к установке шайб необходимой толщины.

Когда нужно проводить регулировку?

Регулировать зазор клапанов на «Оке», согласно рекомендации производителя, должны проводиться каждые 30 тыс. км. Но это далеко не точный показатель, поскольку многое зависит от условий эксплуатации. Так, смазочные материалы, топливо, климатические условия, особенности и интенсивность использования авто могут значительно повлиять на работу ГРМ, и выполнять работы по регулировке теплового зазора придется раньше.

Существует ряд признаков, указывающих на изменение теплового зазора:

  • Повышение шумности работы мотора (звук работы установки схож с дизельным агрегатом);
  • Падение мощности;
  • Плохой запуск;

Некоторые отмечают, что повышается и расход топлива. Это так, но в «Оке» используется карбюраторная система питания (кроме моделей последнего выпуска, оснащающихся китайским 3-цилиндровым агрегатом), поэтому определить количество расходуемого топлива просто нереально, и такой признак изменения теплового зазора можно в расчет не брать.

Этот вид обслуживания вполне можно сделать и своими руками, поскольку весь процесс не сложный, но нужно знать, как правильно отрегулировать клапана на «Оке».

Главное, что нужно знать, так это какой зазор клапанов на «Оке» считается нормальным. Здесь все зависит от того, какой это клапан: для впускного он составляет 0,2 мм (допускается погрешность 0,05 мм), а для выпускного – 0,35 мм (погрешность та же).

Что потребуется?

Единственная проблема, связанная с проведением настройки ГРМ, — это регулировочные шайбы. Дело в том, что профессиональный комплект их стоит достаточно дорого, поскольку он включает в себя шайбы с толщиной от 3,0 до 4,5 мм (с шагом всего 0,05 мм).

Но многие автомагазины продают эти шайбы по отдельности, поэтому цена одной шайбы невысокая. Только в процессе проведения работы придется делать все необходимые расчеты, отправляться в автомагазин, приобретать нужные по размерам элементы и закачивать сборку.

Помимо этого потребуется также наличие специальных приспособлений – инструмент для отжима клапана и фиксатора. Поскольку на «Оку» этот специализированный инструмент практически не встречается, то можно купить обычный – для ВАЗ-2108, и немного его доработать.

Инструмент для отжима состоит из трубки и отверстиями для закрепления на шпильках клапанной крышки, и ручки с изогнутым рычагом (заостренный на конце), соединенных через ось, что позволяет рычагу свободно двигаться.

Работает инструмент просто: на трубку надевается ручка с рычагом. Затем она фиксируется на шпильках клапанной крышки. Ручка свободно перемещается по трубке, что позволяет ее установить точно напротив кулачка. Рычаг устанавливается между кулачком и толкателем, при нажатии на ручку, он сжимает пружину клапана, и остается лишь установить фиксатор, чтобы толкатель удерживать в отжатом положении. Как все происходит можно будет увидеть ниже на фото.

Что касается доработки инструмента от ВАЗ-2108 для работы с ВАЗ-11113, то всего лишь потребуется просверлить в трубке два сквозных отверстия, расстояние между которыми соответствует положению шпилек клапанной крышки двигателя «Ока» (оно составляет 17,8 см).

Вообще же для проведения регулировки потребуется:

  • Набор ключей (рожковые, торцевые);
  • Отвертки;
  • Выколотка и пинцет;
  • Инструмент для отжатия толкателей;
  • Фиксатор;
  • Набор щупов;
  • Инструмент для точного измерения толщины (хотя бы штангенциркуль);
  • Шайбы;
  • Ветоши;
  • Новая прокладка под клапанную крышку;

Последовательность действий

Все работы выполняются на холодном двигателе. Весь процесс делается так:

  1. С авто снимаем корпус воздушного фильтра. Карбюратор накрываем ветошью;
  2. Отсоединяем от клапанной крышки патрубки, отводим их в сторону;
  3. Откручиваем гайки крепления клапанной крышки, снимаем ее;
  4. Устанавливаем ВМТ. Для этого проворачиваем коленчатый вал до совмещения меток, нанесенных на шкиву привода генератора и крышке ремня ГРМ (поскольку на крышке две метки, то устанавливать нужно на длинную);
  5. Порядок регулировки цилиндров на «Оке» не важен, поскольку у двигателя этого авто они ходят синхронно. То есть начинать регулировать на любом цилиндре. Важно только помнить, что крайние клапана – выпускные, а внутренние – впускные (выпускной-впускной-впускной-выпускной). Это нужно для того, чтобы не попутать тепловые зазоры. Для примера рассматривать будем цилиндр, расположенный ближе к зубчатому колесу распределительного вала;
  6. Измеряем зазоры на клапанах выбранного цилиндра при помощи щупов и записываем их;
  7. На толкателях имеются специальные прорези для извлечения шайбы. Отверткой проворачиваем толкатель, чтобы повернуть к себе одну из прорезей;
  8. Устанавливаем на шпильки клапанной крышки инструмент для отжима и фиксируем его гайками;
  9. Располагаем ручку напротив первого клапана, подставляем рычаг между кулачком распред. вала и толкателем, нажимаем на ручку, преодолевая усилие пружины;
  10. Устанавливаем фиксатор между распред. валом толкателем, выводим рычаг и отводим в сторону;
  11. Выколоткой поддеваем шайбу, а затем извлекаем ее пинцетом;
  12. На шайбе нанесен ее размер (если он затертый – изменяем ее толщину штангенциркулем);
  13. Высчитываем требуемую толщину новой шайбы. Для этого берем толщину извлеченной шайбы, добавляем к значению измеренный тепловой зазор и отнимаем значение номинального. Для примера возьмем впускной клапан. Измеренный зазор составил 0,28 мм. Извлекли шайбу, замерили ее и получили значение 3,80 мм. Объединяем эти показатели – 4,08 мм. От него отнимаем номинальный зазор (0,2 мм) и выходит, что нужно установить шайбу толщиной 3,88 мм. Поскольку в наборе нет элемента с таким значением, подбираем ближайшее к нему (для этого и нужна погрешность 0,05 мм). В итоге для восстановления теплового зазора нужна шайба с толщиной 3,90 мм.
  14. Ставим подобранную шайбу и переходим к следующему клапану цилиндра. Расчет толщины делаем так же, но с учетом того, что у выпускного клапана номинальный зазор составляет 0,35 мм;
  15. После регулировки на одном цилиндре, переходим к другому. Но для этого нудно провернуть коленчатый вал на 360 град. А далее все работы выполняются так же, как указано выше;
  16. После регулировки устанавливаем с двигателя снятые элементы, при этом обязательно заменяется прокладка клапанной крышки;
Читать еще:  Почему двигатель работает не ровно ваз 2114

Напоследок отметим, что данная операция проводится также и в случае проведения работ, связанных со снятием распределительного вала, к примеру, при замене сальников клапанов.

Регулировка клапанов ваз 1111

Еще недавно, 15-20 лет назад, конструкция привода клапанов на “Жигулях” многим из нас казалась весьма передовой, особенно в сравнении с “волговской”. Но и компактная “жигулевская” конструкция с короткими промежуточными рычагами (рокерами) давно устарела. На современных двигателях клапаны приводятся непосредственно кулачками распределительного вала – через цилиндрические толкатели.

Преимущества достаточно очевидны: снижается масса привода, сокращается число пар трения. Отсюда – меньше затраты мощности на работу самого привода, а кроме того, как уже было сказано, не столь частое обслуживание. Если на “Жигулях” регулировку клапанов необходимо контролировать через 10 тысяч километров пробега, а то и раньше, то на ВАЗ-2108 при непосредственном приводе зазор проверяют вдвое реже.

Зазоры на двигателях переднеприводных ВАЗов регулируют в холодном состоянии (плюс 15-20 o C), что не очень удобно, особенно летом – приходится долго ждать, пока двигатель остынет после поездки. Но соблюдать это условие совершенно необходимо, ибо двигатель остывает неравномерно. Например, после его выключения клапаны, а несколько минут снижают свою температуру на сотни градусов, тогда как блок цилиндров и его головка – всего на пять-десять. Пытаться регулировать зазоры в этот момент по меньшей мере рискованно. Лишь через несколько часов температура деталей двигателя выровняется и можно уверенно приступать к делу, причем лучшие результаты получатся именно на двигателе с комнатной температурой, для которой и определены зазоры: 0,15-0,25 мм для впускного клапана и 0,3-0,4 мм для выпускного.

Обычно перед регулировкой клапанов рекомендуют проверить (а при необходимости – и отрегулировать) натяжение зубчатого ремня привода распредвала, хотя само по себе оно на величине зазоров не сказывается, если, конечно, исправны шпильки и гайки крепления корпуса распределительного вала. Ослабленная затяжка, сорванная резьба, вытянувшаяся шпилька могут быть причиной недостаточно жесткого крепления корпуса к головке блока. В этом случае зазоры могут меняться в зависимости от натяжения ремня.

Регулируют зазоры подбором толщины сменных шайб (дисков) 2, показанных на рис. 1. В запасные части поставляют шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом 0.02 мм. Отправляясь в магазин, не обязательно брать с собой микрометр: толщина шайбы маркируется на ее поверхности.

Шайбу ставят маркировкой к толкателю, при этом цифры располагаются над углублением в толкателе, чтобы при работе двигателя они не стерлись. К сожалению это не всегда соблюдается даже в заводских условиях, фактический же зазор между шайбой и тыльной (цилиндрической) стороной кулачка обязательно проверяют с помощью плоских щупов. Положим, впускного клапана вы получили 0.43мм. Поскольку допустимый составляет 0,3-0,4 мм, ясно: его пора уменьшить примерно на 0,05-0,10 мм. Каким образом? Толщина изношенной шайбы, скажем, 3,55мм (даже при наличии на ней положенной маркировки применение микрометра обязательно!). В этом случае можно купить и установить новую шайбу толщиной от 3,60 до 3,65 мм, тогда величина зазора будет в пределах от 0,33 до 0,38 мм, то есть попадет в норму.

Помните, что шайбы, установленные на вашем двигателе, могут быть любыми в названном выше диапазоне, а посему покупать приходится для каждого клапана свою.

Читать еще:  Шкив генератора ваз 21099

Как разобрать механизм, имея в виду, что нужно сжать пружины клапана и в этом положении зафиксировать толкатель так, чтобы иметь возможность снять шайбу? На рис. 1 показано приспособление, намного облегчающее эту операцию. Штанга 3 имеет отверстия, с помощью которых крепится к тем же шпилькам, что и крышка головки цилиндров. Дополнительное, среднее отверстие в штанге позволяет использовать ее и при обслуживании двигателя “Оки” (оно выполняется точно так же).

Рычаг 4 и упор 5 в форме изогнутого клина соединены осью, концы которой после сборки расклепаны. Рычаг не обязательно делать из целого куска металла. Возможна, например, составная конструкция (фрагмент ее показан на рисунке), склепанная из отдельных листовых деталей (толщина 5 мм).

При нажатии на рычаг упор входит между кулачком распределительного вала и шайбой 2 толкателя 1 (см. рис. 1), опуская последний и сжимая пружины. Теперь толкатель нужно надежно зафиксировать, чтобы попытка извлечь шайбу не обернулась травмой. Этой цели служит фиксатор 3 (рис. 2). Устанавливают его, как показано: упором в кромку толкателя, чтобы он не препятствовал извлечению шайбы.

Как извлечь шайбу? Здесь есть различные приемы. Например, используют небольшой плоский магнит, закрепленный на металлической или пластмассовой полоске, изогнутой примерно так, как державка фиксатора. Магнит к полоске проще всего прикрепить любым эластичным клеем (например, “Моментом”). Можно воспользоваться щипцами с узкими губками. Наконец, довольно быстро и легко шайбы извлекаются с помощью отвертки, заточенной, как показано на рис. 3, и обычного пинцета.

ЗАПЧАСТИ РЕНО ГРАНТА ЛАРГУС ОКА


ВАЗ 11113


Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме

Замер и регулировку тепловых зазоров клапанного механизма проводим на холодном двигателе ВАЗ 11113.

  1. Снимаем корпус воздушного фильтра (см. “Снятие корпуса воздушного фильтра“).
    Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. “Регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)“.).
  2. Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных газов.
  3. Снимаем шланг
  4. Ключом “на 10” отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров (клапанной крышки).
  5. Снимаем шайбы и резиновые уплотнительные втулки, установленные в отверстиях клапанной крышки.
  6. Отсоединив отводящий шланг вентиляции картерных газов от штуцера карбюратора снимаем клапанную крышку.
  7. Снимаем уплотнительную прокладку клапанной крышки.

Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.

  1. Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ (см. «Замена ремня привода ГРМ»).
  2. Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40-50° (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала).
  3. В этом положении валов щупом проверяем зазор у первого кулачка распределительного вала. Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0.35 мм – для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет +0.05 мм.
  4. Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпуса подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов. Вводим “клык” приспособления между кулачком и толкателем. Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
  5. Нажимая вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель (рис. 1) и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор (рис. 2), который удерживает толкатель в нижнем положении.


Рис. 1. Утапливание толкателя клапана при замене регулировочной шайбы: 1 – приспособление; 2 – толкатель.


Рис. 2.
Фиксирование толкателя клапана при замене регулировочной шайбы: 1 – фиксатор; 2 – регулировочная шайба.

  • Переводя рычаг приспособления в верхнее положение, пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.
  • При отсутствии приспособления для эегулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
  • Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз. Вставив ребро другой отвертки (с жалом шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель.
  • Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.
  • Зазор регулируем подбором толщины регулировочных шайб. Для этого микрометром замеряем толщину шайбы. Толщину Н новой регулировочной шайбы определяем по формуле:

    где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор.

    Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.

    Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.

    Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0.20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.

    Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов в последовательности, указанной в таблице:

    Угол поворота коленчатого вала от
    положения совмещения меток, град.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: